Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Критика в творчестве иркутских писателей

Н.С. Тендитник

А.В. Вампилов

Г.Н. Машкин

Слева направо: В. Киселёв, А. Ляпин

Слева направо: В. Козловский, Л. Тетелев, М. Сергеев, В. Соколов

Слева направо: О. Сергеев, А. Зверев

Праздничное застолье

М. Трофимов

А. Горбунов

А. Байбородин

А. Семенов

В. Скиф

Творчество иркутских писа­телей всегда находило отра­жение в критике.

Самое большое количество рецензий, статей, научно-ис­следовательских работ за всю историю писательской орга­низации приходится на прозу В. Распутина и драматургию А. Вампилова, вызвавших ин­терес, можно сказать, во всём литературном и театральном мире, в нашей стране и за ру­бежом.

Немало отзывов за предела­ми Иркутска имели произве­дения К. Седых, И. Молчано­ва-Сибирского, Г. Кунгурова, П. Маляревского, Г. Маркова, Ф. Таурина, М. Сергеева, П. Реутского, Дм. Сергеева, Г. Машкина.

Если говорить о критиках-иркутянах, то надо вспомнить тех, кто писал о сочинениях земляков в далёкие довоен­ные и послевоенные годы, — М. Азадовский, Б. Жеребцов, A.  Гуревич, С. Баранов. В ос­новном  это  литературоведы, преподаватели иркутских ву­зов.

На страницах журнала «Будущая Сибирь» печа­тали свои статьи о языке, стиле иркутских писателей П. Черных, В. Фаворин; историк М. Гудошников — о творчестве Ис. Гольдберга, «Угрюм-реке» B. Шишкова.

В «Новой Сибири», а затем в «Ангаре» часто выступает A. Абрамович,   член   Союза писателей, автор книг «Кри­тические статьи и очерки о творчестве    сибирских    пи­сателей»   (Ирк.,   1958);   «По­эты     стороны     сибирской» (Ирк.,     1963),     публикуются B.     Гайдук,    Н.    Кузнецова, В. Трушкин и др.

Этот вид литературы менялся в соответствии с поворотами в идеологии особенно ощутимо. Так, в 50-е гг. преобладал дух нормативной критики, когда произведение рассматривалось прежде всего с позиции соот­ветствия авторского мировоз­зрения идеологическому курсу государства, а художественные качества отодвигались на вто­рой план. Положение меняется в 60-е, после ХХ съезда КПСС, когда на страницах альма­наха «Ангара» появляются статьи, положительно освеща­ющие творчество писателей, репрессированных в 30-е гг. Р. Смирнов пишет об А. Балине, В. Трушкин — о П. Васильеве; перу Трушкина принадлежит также работа «Литературный Иркутск 30-х годов» (Ирк., 1962) и книга о П. Петрове «Сибир­ский партизан и писатель П. П. Петров» (Ирк., 1965).

Во второй половине 60-х впервые за много лет публику­ются статьи проблемного ха­рактера. Б. Кислов, как критик критики, настаивает на единст­ве идейного и эстетического анализа при оценке художес­твенного произведения («Что такое хорошо и что такое пло­хо». Ангара, 1968, № 3).

Обращает на себя внимание имя Н. Тендитник, в будущем известного в Сибири литерату­роведа и критика, — статьей о молодой иркутской прозе, ре­цензиями на военные повести писателей-фронтовиков: Дм. Сергеева «Позади фронта» и Ин. Черемных «Разведчики». Начиная с этого времени и до последнего года жизни — это был 2003-й, она неравнодуш­ным оком следит за творчес­твом писателей-земляков, исходя из требований худо­жественного мастерства, не­отделимого от нравственного чувства и общественного долга. Н. Тендитник тщатель­но исследовано творчество В. Распутина (кн. «Ответ­ственность таланта». Ирк., 1978; «Валентин Распутин». Ирк., 1987); А. Вампилова (кн. «Александр Вампилов». Новосибирск,  1979),  а также

A. Зверева,    несправедливо обойденного вниманием сто­личной критики, Дм. Сергеева, Ин. Черемных, А. Гурулёва,

B. Сидоренко, Р. Филиппова, А. Горбунова, А. Байбородина, А. Семёнова и др. После строгого   отбора  имена  иркутян вписывались   в   общероссий­ский   литературный   процесс («Мастера». Ирк., 1981; «Энер­гия   писательского   сердца». Ирк., 1988).

Предмет особого внимания критика— театр; рецензии Н. Тендитник на спектакли иркутских драмтеатра и тюза, столичных театров, приезжаю­щих сюда на гастроли, многие годы постоянно публикуются в местной прессе. Они всегда остры, вызывают признатель­ность одних, недовольство других.

Большой вклад в литера­туроведение Сибири внёс В. Трушкин, создавший в 70-е гг. обширную панораму лите­ратурных сил в своей трилогии, изданной в Иркутске, — «Пути и судьбы», 1972; «Из пламени и света», 1976; «Восхождение», 1978. Биобиблиографический 2-томник «Литературная Сибирь» (1986; 1988), составителем ко­торого (вместе с В. Волковой) и автором ряда статей выступил этот увлечённый исследова­тель, охватывает творчество писателей Восточной Сибири от середины ХVII до второй по­ловины ХХ столетия и остаётся на сегодня единственным пол­ным справочником.

Литературный критик П. Забелин брал на себя за­дачу защиты эстетических заветов русской классики; ему принадлежат литератур­но-критические обзоры («Ли­тературный разъезд». Ирк., 1974; «Поэты и стихотворцы». Ирк., 1989), а также работы о И. Бунине, Ис. Гольдберге, Г. Гребенщикове. Нередко пишет о собра­тьях по перу поэт А. Кобенков, его эссе о М. Сергееве, Е. Жилкиной, В. Скифе, В. Коз­лове, Т. Суровцевой составили книгу «Путь неизбежный» (Ирк., 1983).

С. Иоффе выпускает две книжки этюдов о поэтах XIX и ХХ вв., популяризируя творчество известных и ма­лоизвестных широкому кругу читателей авторов: И. Акса­кова, Ф. Глинки, Н. Крандиевской-Толстой, С. Надсона, А. Твардовского, М. Петрова, Н. Рубцова и др. («Живут сти­хи». Ирк., 1979; «Стихов мело­дия живая». Ирк., 1983).

Сравнительным изучени­ем литератур — русской и молдавской — занимается Г. Богач, переехавший в Ир­кутск из Молдавии. Он ис­следует творчество Горького, Пушкина. В 1979 г. Богач из­даёт в Иркутске книгу «Да­лече северной столицы» — о молдавской ссылке Пушкина.

 

Валентина Семенова
ВМЕСТЕ С БУРЯМИ ВЕКА
Краткий обзор имён и книг к 75-летию
Иркутской писательской организации