Директор Иркутского областного театра юного зрителя имени Александра Вампилова Виктор Токарев: "Театр лечит и воспитывает"
Категория: Иркутск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
В этом уверен Виктор Токарев, актёр, сценарист, режиссёр-постановщик, директор Иркутского областного театра юного зрителя имени Александра Вампилова
В любом, самом большом и самом маленьком театре, всегда есть люди, без которых трудно представить само его существование. Один из них в Иркутском ТЮЗе - Виктор Токарев, разносторонний, творческий человек, лауреат премии святого Иннокентия, которому три года назад, накануне Международного дня театра, присвоено высокое звание заслуженного работника культуры России.
Он родился 15 августа 1957 года в деревне Бутырки Иркутского района и всегда с удовольствием вспоминает своё детство и первую деревянную школу на пригорке. Не случайно к её 80-летию совместно с известным Иркутским композитором Владимиром Соколовым он напишет проникновенный «Гимн школы», заканчивающийся словами: «Я свет моей школы в душе берегу».
- В те годы у нас в деревне была начальная школа, и к каждому празднику наша учительница готовила для сельского клуба доклад, после которого непременно следовал концерт, проводимый школьными силами, - рассказывает Виктор Степанович. - Я любил «выступать». Обычно читал стихи. О качестве чтения с определённостью могу сказать одно: я читал громче всех. За хорошую учёбу ребятам давали билеты в театр. Тогда-то и увидел Виктор первый в своей жизни спектакль «Маленький Мук» по волшебной сказке В.Га-уфа в Иркутском театре юного зрителя. Под впечатлением от этого представления он собрал дома братьев-сестёр вокруг стола и разыграл всю сказку с помощью подручного реквизита - игрушек с новогодней ёлки.
Вообще в детстве Виктор мечтал быть учителем. И даже был им - вёл занятия с двоюродными братом и сестрой. Причём, относился к таким «урокам» очень серьёзно. Однако, надолго его запала не хватило, да и ученики были не слишком прилежными. Но, однажды, признаётся Виктор Степанович, он посмотрел художественный фильм, в котором действие по сюжету проходило в театре. Видимо, тогда и «заболел» он искусством Мельпомены. После окончания школы, легко поступил в Иркутское театральное училище. Однако, на первом курсе на него обрушилась напасть, знакомая многим начинающим актёрам - страшный зажим.
- В любом другом месте, в школе, например, всё нормально, а в училище никакой органики! Чуть не отчислили после первого семестра, - рассказывает Виктор Степанович. - Мне вообще тяжело было осваиваться в новой обстановке. Это касается не только театра, но и всякого общения.
Но свою пятёрку по актёрскому мастерству он всё-таки получил. А среди его педагогов были прекрасные актёры и режиссёры: Вадим Лобанов, Борис Дубен-ский, Лев Титов, Вениамин Филимонов, Борис Преображенский...
В 1976 году Токарев окончил Иркутское театральное училище. И после двухлетней службы в Советской армии, в январе 1979 года был принят в труппу Иркутского ТЮЗа, главным режиссёром которого в то время был Лев Титов, один из его педагогов.
- Я боготворил коллектив. Я люблю его всегда, какие бы перипетии с ним ни происходили, - убеждён Виктор Степанович.
- Хотя работать со сложными творческими людьми непросто.
И пошла вереница ролей в сказках и «взрослых» спектаклях. Еще будучи артистом, Виктор Степанович успешно попробовал свои силы в режиссуре и самостоятельно поставил пользовавшиеся любовью зрителей спектакли: «Александр Пушкин: «И я там был...» и «Снегурочку» Александра Островского. В 1991 году Токарев был выдвинут коллективом на должность директора ТЮЗа. Три года руководя театром, Виктор Степанович приобрёл колоссальный опыт организационной и хозяйственной работы, который имел в дальнейшем поучительный результат. Но открытость молодого руководителя в сложном театральном коллективе нередко оборачивалась против него. В те годы автор этих строк и познакомился с Виктором Токаревым, что называется, поближе.
Именно в это время Токарев серьёзно заинтересовался режиссурой, покинул пост директора театра и с 1995 по 1997 годы не только окончил режиссёрские курсы, но и проходил стажировку в Московском театре имени Владимира Маяковского под руководством народного артиста СССР Андрея Гончарова. Вернувшись в Иркутск, Токарев много играет на сцене ТЮЗа, а в 1997 году ставит пьесу Александра Вампилова «Старший сын».
В 1997 году Токарева назначают главным режиссёром ТЮЗа. С 2001 года он вновь возглавил театр в качестве директора.
- Не надо путать искусство, культуру с коммерцией, - уверен Виктор Токарев. - Театр может быть новым, может быть старым, но достучаться до сердца он должен. Ведь театры для детей и юношества работают на будущее страны.
Планы и мечты Виктора Степановича распространяются далеко за пределы нынешнего театрального сезона. Подготовлены документы на соискание президентского гранта на десять постановок цикла «Сокровищница сказок России», пять из которых - русская авторская сказка, а ещё пять - на основе фольклора российских регионов: Дальнего Востока, Сибири, Севера, Поволжья. Национальный колорит, по мнению Виктора Токарева, очень востребован, но чтобы обогатить эстетически и духовно внутренний мир юного зрителя, ради которого и работает театр, нужно оформлять и костюмировать сказки по высшему разряду. Миллион на каждую постановку, как минимум.
Наши сельские ребятишки — частые и желанные гости в ТЮЗе. И, как когда-то Виктор Степанович Токарев, они с восхищением смотрят на сцену. Ведь сказка приносит зрителям удовольствие, расширяет поле их фантазии, даёт полёт мыслей и формирует характер. Об этом всегда помнит и для этого работает директор ТЮЗа Виктор Токарев.
Борис Копылевич
Фото автора
Газета "Ангарские огни" № 28 (10259) от 26 июля 2013 года