Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Пленэр проекта Байкал-КераМистика 2012 : Итоги

Участники керамического пленэра на Байкале из разных городов России по пути на Ольхон

На острове Ольхон недалеко от мыса Бурхан прошел первый керамический пленэр на Байкале. Пленэр прошел в рамках художественного проекта Байкал-КераМистика. Оранизаторы, кураторы проекта Ерошенко Татьяна, Пуртян Сергей, Таволжанская Елена, Таволжанский Игорь. Проект позиционируется как международный, но в этом году он получился Всероссийским, несмотря на то, что была участница из Ирландии. Когда будет минимум 3 зарубежных участника, тогда проект приобретет статус международного проекта. К этому и стремимся.

География участников достаточно широка: это Екатеринбург, Тюмень, Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Северобайкальск, Хабаровск. Первые дни Байкал встретил нас сурово. Было очень холодно и периодически мы боролись с порывами почти ураганного ветра, который просто сдувал нас с веранды-мастерской, где лепили участники пленэра. Испытав нас на прочность, Байкал успокоился и работать остальные дни было легко. Духи были к нам благосклонны, успешно прошли и запланированные мастер-классы, и работа по номинациям, и обжиги. Обжиги были разные: был дровяной обжиг в бочке, экспериментатором и вдохновителем которого стал Пуртян Сергей, были обжиги-раку и восстановительные обжиги. Творилось с видом на Байкал великолепно, все друг друга поддерживали, работали все вдохновенно. Некоторые участники заранее почитали про Байкал, приехали с готовыми идеями и их реализовывали, некоторые вдохновлялись на месте и творили спонтанно. Участники все из разных школ, было чему друг у друга поучиться. Карина Абдулбанеева, участница из Ирландии, русская, но живет и работает в Ирландии, и школа керамики у нее европейская, и подход к пластике совершенно иной, своеобразный. Карине повезло, что у нас собой была так называемая бумажная глина, иначе трудно бы ей пришлось исполнить задуманное. Вообще каждый художник-керамист привыкает к своей глине и бывает нелегко работать с другим материалом. Нужно какое-то время, чтобы привыкнуть. Основную глину для работы по номинациям мы приобретали в Красноярске у технолога Павла Смирнова, гончарную глину заготавливал один из организатор Игорь Таволжанский. Вообще была проведена огромная подготовительная работа. Были сделаны печи для газового обжига, для утильного обжига, изготовлены ножные гончарные круги. Приобретен был только электрический гончарный круг, все остальное оборудование самодельное. И на самом деле, одной из целей пленэра было показать участникам, что если художник-керамист хочет работать – можно все сделать своими руками: и печи, и круги. Единственная загвоздка: в основном все участники – девушки, мужчин среди керамистов становится все меньше и меньше. Тенденция эта говорит о том, что зарабатывать на керамике, особенно на авторской, художественной керамике, очень сложно, и мужчины предпочитают выбирать другие профессии. Одной из целей проекта является как раз некоторое воспитание вкуса зрителя: ведь керамика – это не только тарелки и кружки, которые продаются в магазинах, и не только китайский сувенир, который штампуется в огромных количествах и очень дешево продается по всему миру – это еще и авторская, уникальная и неповторимая скульптура, малая и крупная пластика, образные, тематический работы; простой гончарный предмет, сделанный руками уже приобретает ценность штучной работы. Хочется объяснить людям, что ценность керамики ручной работы еще и в сложности изготовления. Это ведь нужно и глину накопать, и заготовить, и слепить, и высушить правильно, и обжечь иногда многократно, пока не получится нужного результата, не говоря уже об авторстве работы, идейной ценности. Хочется научить видеть природную естественную красоту изделий, обожженных, например, в дровяном обжиге или декорированных в традиционной русской технике обвара или молочения. На этих изделиях не только рука человека, но здесь и огонь поработал, оставив на них неповторимый узор или след.

В дальнейших планах проекта – создание музея современной керамики на территории Байкальского или Иркутского региона. Для этого каждый участник оставляет одну свою работу, выполненную на пленэре в фонд будущего музея. В настоящее время работы эти можно увидеть в кофейне «Белая Ворона».

Татьяна Ерошенко, художник-керамист.