Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Японцы в Мальте

Всякое появление иностранцев в сибирской глубинке событие неординарное, притом, что Мальта сегодня не более чем дачный пригород. Нет более ни хорошо известного ранее санатория, ни совхоза «Мальтийский», от которых почти ничего не осталось. Из окна автомобиля, мчащегося по Прибайкальскому тракту, едва ли удастся рассмотреть у самой кромки леса за Мальтийским озером небольшое кладбище, состоящее из нескольких ограждений с надгробными плитами какого-то явно не нашего происхождения. Именно эти следы былого присутствия иностранцев на сибирской земле стали объектом внимания небольшой японской делегации, посетившей Мальту в середине октября.

Делегация из Японии посетила Мальтинское захоронение японских военнопленных

Мы были своевременно проинформированы об этом рабочем визите граждан страны восходящего солнца, однако из некоторых соображений воздержались рассказать о нем своевременно. Но об этом чуть позже.

О том, что в Мальте в 1945-1947 годах находился лагерь японских военнопленных,написано в разное время было достаточно много. Еще можно найти в селе старожилов, которые покажут, где располагались их бараки и поведают о некоторых подробностяхжизни пленных самураев в сибирской неволе. От бараков, естественно, не осталось и следа, а вот кладбище сохранилось. Привели его в современное состояние сами японцы, которым в годы горбачевской перестройки разрешали посещать места захоронения соотечественников. Они же в 90-х годах привезли из Японии и установили каменные надгробия с иероглифами, сделали ограждения.

С тех пор прошло довольно много времени. После продолжительной паузы в Японии вновь заинтересовались состоянием этих кладбищ, на которых только в Иркутской области погребено семь тысяч человек. На сей раз небольшая делегация состояла из двух японцев, представителей общества памяти воинов Квантунской армии, умерших в плену, в их числе сам представитель общественности и молодая женщина-переводчица, также японского происхождения. Они прожили в Иркутской области почти месяц, посетив захоронения своих земляков в Вихоревке и в Чунском районе, Мальта была последней точкой этого непростого маршрута.

Непростого, потому что на каждом кладбище японцы вскрывали могилы и обследовали останки, а затем маркировали кости и, завернув в специальную ткань, снова закапывали с тем, чтобы впоследствии когда-нибудь вывезти прах на родину. Для этого дела местные администрации выделяли для них рабочих, что было, по признанию самих японцев, большой проблемой. Случилось так, что лучше других их приняли именно в Мальте. Глава сельской администрации Сергей Миллер постарался от души: гостям был предоставлен микроавтобус, грузовик, шесть рабочих, организовано питание, а в конце дня - экскурсия по окрестностям и ужин на природе.

Сергей Артурович подробно рассказал вашему корреспонденту, как все это происходило, и о чем говорили гости в процессе общения. Старший из гостей - Охиро-сан - довольно молодой человек и в плену никогда не был, хотя по-русски понимает, но не говорит.

Работа с человеческими останками -дело специфическое, на любителя и, похоже, такие «любители» побывали на маль-тинском захоронении несколько лет назад. Всего на этом кладбище погребено 96 человек на глубине менее одного метра. Это и привлекло гробокопателей, к тому же трупы были зарыты без всяких гробов, но с именными медальонами для опознания останков. Так вот, у двух скелетов не досчитались черепов, а у одного исчезла все верхняя часть от костей таза и выше. Еще на одном черепе выше глазниц виден был след какого-то инструмента, кость пытались распилить, да так и бросили. Трудно сказать сегодня, кому и зачем понадобились старые кости. Всем было от этого как-то не по себе, но претензий от японцев не поступило.

Судя по количеству похороненных, в сибирской земле остался каждый десятый японец. Это свидетельствует о высокой смертности среди военнопленных. Охиро-сан пояснил, что многие пленные сами истощали себя, отказываясь от лагерной пищи. В этом и форма протеста, и какая-то самурайская гордыня, и элементарная брезгливость. Известно, что многие японцы не желали возвращения на родину побежденными и предпочитали смерть. Отказываясь от хлеба и сахара, они меняли продукты на дождевых червей и жуков у местной ребятни. Эту живность после особого приготовления японцы ели с удовольствием.

Известно, что и в самой Японии сдавшихся в плен не жаловали (как, впрочем, и у нас) и баржи с военнопленными, отправляемыми на родину, японцы сами торпедировали в открытом море, подбирая затем тех, кому удавалось всплыть на поверхность. Они получали прощение.

Разговоры на эту тему периодически возникали во время общения с гостями. Немногословный японец разговорился после двух-трех рюмок хорошего самогона, которым хозяева угощали гостей вечером на опушке осеннего леса. Перед этим они побывали в Мальте в двух домах местных жителей, усадьбы которых еще летом были признаны образцовыми. Впрочем, никаких комментариев вежливые гости не высказали. Свозил их глава администрации на берег Белой к железнодорожному мосту и сделал все так, чтобы в поле зрения гостей не попадали стихийные свалки и прочие огрехи нашей действительности. И трудно сказать что-либо о впечатлениях, которые остались в потемках японской души от нашей жизни. Да и что нам до них? Гости уехали, обещая скоро вернуться.

А.Гретченко

газета "Усольские новости" №3 от 20 января 2011 г.