Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Иркутская область - провинция Ляонин. Побратимские связи дают Иркутской области огромные преимущества и шанс участвовать в реконструкции промышленности Северо-Востока Китая

Первые же попытки губернатора Дмитрия Мезенцева возродить утраченные, по сути, побратимские связи с провинцией Ляонин дают серьезные результаты. Не успел губернатор вернуться из Пекина и Шэньяна в Иркутск, как следом прибыла влиятельная делегация...

Дмитрий Мезенцев и Ху Цзяньян встречались в Шэньяне, а буквально через несколько дней - в Иркутске. Встречу иркутской делегации в Шэньяне губернатор назвал "сердечной и чрезвычайно эффективной". Надеемся, что у побратимов из провинции Ляонин останутся такие же впечатления от иркутской земли.

Дмитрий Мезенцев и Ху Цзяньян: расстование было недолгим. Встречу иркутской делегации в Шэньяне губернатор назвал "сердечной и чрезвычайно эффективной". Надеемся, что у побратимов из провинции Ляонин останутся такие же впечатления от иркутской земли.

Делегация из провинции Ляонин в Иркутске на встрече с российскими предпринимателями

Делегация из провинции Ляонин в Иркутске на встрече с российскими предпринимателями.

Начальник управления внешнеэкономических связей Татьяна Павловская и замгубернатора Владимир Пашков.

Ху Цзяньян (в центре) и генеральный менеджер СП ООО "Бихай" Чжан Жэнь

Для укрепления побратимских связей между провинцией Ляонин и Иркутской областью (значительно поутраченных, а если более прямо - заброшенных при последних двух губернаторах, руководивших Иркутской областью до Дмитрия Мезенцева) и ознакомления с возможностями двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества и участия российских предприятий в техническом переоснащении ряда промышленных предприятий Северо-Востока Китая, построенных с помощью СССР, в Иркутск прибыла делегация из Шэньяна.

Делегацию возглавил г.Ху Цзяньян, заместитель заведующего Канцелярией по восстановлению старой промышленной базы Комитета по развитию и реформе провинции Ляонин. С ним приехали сотрудники этого ведомства, а также предприниматели, г-жа Цуй Сюесун из Шэньянского политехнического университета и т.д. На встречу с ними собрался, можно сказать, цвет предпринимательства Иркутской области, действующий в диапазоне от туризма до солнечной энергетики и производства цемента. Были сделаны презентации инвестиционных проектов, реализуемых, или предложенных к реализации на территории Иркутской области. Китайцы, несмотря на то, что только некоторые из презентаций дублировались на китайском языке, внимательно выслушали все предложения.

Некоторых из  наших участников данного мероприятия смутил и статус главы делегации, и даже само название ведомства, которое представляло провинцию Ляонин - какая-то Канцелярия, сама входящая в Комитет по развитию и реформе провинции Ляонин!.. На самом деле это очень влиятельное ведомство, в распоряжении которого огромные средства, выделенные Госсоветом на обозначенную цель - восстановление старой промышленной базы Северо-Востока Китая. А поскольку эта база создавалась с помощью СССР, то неудивительно, что решить эту задачу можно только двумя способами - все снести и построить заново по современным технологиям, или искать в России квалифицированные кадры и партнеров, способных решить технические и технологические задачи по повышению эффективности старых производств.

Первый способ слишком дорогостоящ даже для Китая, а вот найти партнеров в России - это задача выполнимая. Вот и приехали чиновники из правительства провинции Ляонин за этим, а также попутно впитывали в себя любую информацию от предприятий, представленных на данной встрече - ведь всегда имеется возможность, поехав в командировку за государственный счет найти попутно еще какой-то вариант и для себя лично. Тем более, что в Китае чиновники обычно, также как и у нас, связаны с бизнесом более плотно, чем это необходимо для выполнения их непосредственных функций.

Но боюсь предположить, что в целом задачи российской и китайской сторон оказались разные, и с первой попытки их решить не получилось. Но само по себе то, что диалог Прибайкалья с Ляонином возобновлен, вдохновляет и внушает уверенность в том, что иркутский бизнес найдет возможности для установления взаимовыгодных связей  в рамках этой программы - реконструкции промышленной базы Северо-Востока Китая. И здесь кроются огромные возможности для наших предприятий, особенно машиностроительных, металлургических и т.д. Это возможность пережить кризис за счет поставок в Китай, за счет сотрудничества с Китаем. В стремлении реализовать госпрограмму по реконструкции старой промышленной базы Северо-Востока провинции этого региона готовы поддерживать инвестиции в российские предприятия, способные принять участие в этом гигантском проекте, и даже есть конкретные примеры.

Проведено, при этом на высоком организационном уровне, важное мероприятие, направленное на развитие внешнеэкономических связей Прибайкалья с одним из наиболее мощных потенциальных партнеров из Китая

 
Текст выступления Заместителя заведующего канцелярией по восстановлению старой промышленной базы комитета по развитию и реформе провинции Ляонин— г-на Ху Цзяньяна
(26 октября 2009 г., Иркутск, встреча с замгубернатора В.Пашковым и предпринимателями Иркутской области)

В первую очередь, разрешите мне, от имени Комитета по развитию и реформе провинции Ляонин, выразить сердечную благодарность правительству Иркутской области за подготовку данной встречи!
Главная цель визита нашей делегации  заключается в согласовании планов сотрудничества по "Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики»,  одобренной руководителями двух стран в сентябре, установление контактов между  правительствами двух регионов и дальнейшее продвижение торгового сотрудничества между компаниями регионов. Поэтому мы бы хотели, во-первых, представить Вам ситуацию с развитием старой промышленной базы провинции Ляонин , во вторых - согласовать планы  сотрудничества двух сторон и ознакомить Вас   с подготовленной нами «Программой развития сотрудничества провинции Ляонин с Россией». В-третьих, предложить проекты сотрудничества наших предприятий  для поиска новых возможностей сотрудничества; в четырёх - установить механизм регулярных связей  с Иркутской областью и открыть новые перспективы для сотрудничества   провинции Ляонин с Россией .
   
1. Кратко о провинции Ляонин:
    Провинция Ляонин расположена на  северо-востоке Китая, находится в центре экономической зоны всей северо-восточной Азии и является единственной одновременно и приморской и пограничной провинцией на северо-востоке Китая. Через нее получают выход за рубеж другие китайские регионы северо-востока и Внутренней Монголии. Название провинции Ляонин обозначает «Долгое спокойствие на реке Ляохэ». Общая площадь  провинции составляет 148 тыс.кв.км., длина береговой линии – 2920 км. Ландшафт составляют, как мы называем - “шесть гор, одна река и три равнины”.  В провинции 14 городов,100 уездов (городов и районов),общая численность населения составляет 43,15 млн. чел. Коэффициент урбанизации - 60%,что является одним из самых высоких уровней в Китае.
   Природные ресурсы в Ляонине очень богатые. Здесь уже обнаружено 110 видов  полезных ископаемых, а по запасам железной руды, талька, борной руды и алмазов Ляонин занимает первое место в Китае. Выращиваются рис, кукуруза, яблоки, рыба и моллюски, развито животноводство, что делает Ляонин  важной   продовольственной базой страны,  производящей овощи, зерновые, продукты животноводства и аквакультуры для всего Китая. Культурные традиции провинции Ляонин насчитывают тысячелетнюю историю, у нас, в Шэньяне, находится  знаменитый Шэньянский Гугун (императорский дворец) и другие древние достопримечательности, некоторые из которых входят в перечень мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В Ляонине очень много красивых мест. Это и прибрежная полоса  в г. Даляне, пещеры в г. Бэньси, “Красная  отмель” в г. Паньцзинь, будда из нефрита в г. Аньшань, горы Бицзя в г. Цзиньчжоу, горы Хэйтан в г. Фусинь и т.д. Ежегодно эти культурные сокровища привлекают многих туристов не только из Китая, но и со всего мира .
     Промышленность Ляонина имеет прочную основу. Это вековая промышленная история, огромный ассортимент продукции, мощный промышленный комплекс. Ляонинские металлургия, машиностроение и нефтехимия занимают очень важное место для всего Китая. Две из десяти крупнейших металлургических корпораций Китаянаходятся в провинции Ляонин ( в том числе сегодня присутствующая на встрече корпорация Benxi Iron and Steel). По объему металлургической промышленности Ляонин занимает второе место в стране, по выпуску  металлургического , шахтного и трансформаторного оборудования провинций находится на  первом месте в Китае. Также у нас расположены 7 крупных нефтеперерабатывающих заводов, которые перерабатывают четверть всей нефти в стране.  Важное место в стране занимает ляонинское производство химической продукции, композиционных материалов.
    По развитию инфраструктуры, в частности по плотности путей сообщения (шоссе и железных дорог) Ляонин является одной из лидирующих провинций во всей стране. Еще в 2002 г. в провинции Ляонин скоростными дорогами были соединены все  14 городов провинции . В настоящее время общая длина скоростных дорог в провинции составляет 2747 км,  для сообщения открыты 6 морских портов, чья пропускная способность в 2008 г. составила 490 млн. тонн, в т.ч. пропускная способность  контейнерных перевозок - 7,44 млн. контейнеров в год. В провинции Ляонин имеется международный аэропорт Таосянь в г. Шэньян, международный аэропорт Чжоушуйцзы в г. Далянь, также региональные аэропорты в г. Чаоян, Даньдун и Цзиньчжоуоткрыты 274 международных, внутренних и региональных авиалинии .
А сейчас я бы хотел познакомить Вас с ситуацией по восстановлению старой промышленной базы в провинции Ляонин, что является одной из важнейших государственных задач.
     Старая промышленная база Ляонина испытывала большие трудности в процессе перехода от плановой экономики к рыночной. Центральное правительство помогает Ляонину решать вопросы с развитием старой промышленной базы . Особенно необходимо отметить, что в  октябре 2003 г. Центральное правительство приняло важное стратегическое решение о восстановлении северо-восточного региона и других старых промышленных баз . За прошедшие 5 лет Ляонин добился заметных успехов по модернизации своей промышленной базы. В результате экономическое развитие нашей провинции получило серьезный импульс. В 2008 г. валовая продукция всей провинции достигла 1346,16 млрд. юаней RMB (около 200 млрд.долл.),что в 2,4 раза больше по сравнению с 2003 годом, средний рост  13% в год.  ВРП (валовый региональный продукт) на человека превышает 4500 долларов США, местный бюджет  достиг 135,61 млрд. юаней RMB (около 20 млрд.долл.), что в три раза больше чем в 2003 году (средний годовой рост 22,6%). Фактическое использование иностранных инвестиций в 2008 году составило 12,02 млрд.долларов США (рост по сравнению с прошлым годом на 32,1 %) , объем накопленных иностранных инвестиций  составляет 43,8 млрд. долларов США, общий объем экспорта составил 42,05 млрд. долларов США (в 2,9 раза  больше, чем в 2003 году, и годовой рост  22,6 %). Годовой доход городского населения достиг 14393 юаней,что в 1,7 раза больше чем в 2003 году (годовой рост 11,2 %). Годовой доход сельского населения достиг 5576 юаней RMB, что в 1,9 раза больше чем в 2003 году, годовой рост 13,7 %.
Модернизация старой промышленной базы должна сыграть важную роль для решения проблем неэффективных государственных предприятий, обеспечить привлечение иностранных инвестиций. С одной стороны мы активно продвигаем реформы государственных предприятий  (в настоящее время уже около 90 % крупных государственных предприятий прошли акционирование), но одновременно поддерживаем благоприятные режимы для предприятий других видов собственности, а также средних и мелких государственных предприятий, и это стало давать высокие результаты. В 2008 году суммарное имущество крупных государственных предприятий и предприятий с государственными акциями достигло 0,11 млрд. юней, в 1,8 раза больше чем в 2003 году. С другой стороны, мы придаем огромное внимание предприятиям частной формы собственности. Соотношение добавленной стоимости частных предприятий  в общем объёме Ляонинской эномики повысилось с 42,8 % в 2003 г. до 53,4% в 2008 г., и они стали одной из опор модернизации нашей промышленности.
Комплексное развитие регионов дало новый импульс развития провинции. Согласно региональной стратегии Ляонина осуществилось три ключевых направления:
1. освоение и открытия приморской экономической полосы Ляонина. Эта полоса включает в себя 6 приморских городов общей площадью 56,5 тысяч.кв.км., которые занимают 38,2 % от площади всей провинции, с населением 18 млн. чел, что  занимает 41,7 % от всего населения провинции. Валовая продукция этих регионов составляет 694,9 млрд. юаней RMB,занимает 51,6 % от всей провинции. Длина береговой линии приморской экономической полосы Ляонина – 1443 км, там же имеются реки и болота площадью более 2000 кв.км. , а также заброшенные соляные промыслы , которые могут использоваться для строительства , являться новой зоной роста Ляонинской экономики . К концу 2008 года уже реализовано 570 проектов   в зоне приморской экономической полосы , общие инвестиции достигли 220,7 млрд. юаней RMВ, образована комплекс новых производств. 1 июля этого года «Программа развития приморской экономической полосы Ляонина» прошла рассмотрение и утверждение Госсовета Китаяи это обозначает , что открытие и освоение приморской экономической полосы Ляонина внесены в государственную стратегию, что приносит новые и важные возможности развития нашей провинции.
2. Второе направление стратегии – это развитие агломерации экономической зоны г. Шэньяна. Шэньянская экономическая зона включает в себя 8 городов в радиусе 100 км. , центром которой является сам Шэньян. Площадь зоны составляет 75 тысяч.кв.км., занимает 50,7 % всей провинции; население – 23,54 млн. чел. , занимает 54,6 % всей провинции; валовая продукция  составляет 878,2 млрд. юаней RMB, т.е. 65,2 % от ВРП всей провинции. Эффект урбанизации здесь достиг 65%. Для продвижения быстрого развития данного региона мы составили план развития агломерации Шэньянской экономической зоны, начали и осуществили ряд важных проектов.
3. Третье направление стратегии - это “Развитие северо-запада Ляонина”. Северо-западный район Ляонина включают в себя административные  регионы, управляемые городами Фусинь , Телин и Чаоян. Площадь региона составляет 43 тысяч. кв.км. т.е. он занимает 28,8 % территории всей провинции; общее население – 8,38 млн. чел., (19,4 % населения всей провинции); валовая продукция района составляет 121,7 млрд. юаней, т.е. 9%. Мы усилиями всей провинции увеличиваем поддержку этого северо-западного района Ляонина, повышаем внутреннее развитие региона, увеличиваем связи с другими регионами провинции, что должно способствовать  развитию северо-западного района Ляонина.
    В целом, новая политика в регулировании промышленности оказалась достаточно успешной. Ускорение инновационной деятельности, продвижение 100 проектов по новым и высоким технологиям, в том числе по современным телекоммуникациям, электроснабжению сверхвысокого напряжения, трансформаторному оборудованию, крупных газовых турбин и другим новым видам продукции. Всё это сильно способствовало повышению инновационной составляющей в ляонинской промышленности. В 2006 году добавленная стоимость машиностроения достигла 98,4 млрд. юаней, и в первый раз в истории провинции превысила объемы металлургии и нефтехимии и стала главной отраслью в Ляонине. Одновременно сырьевая промышленность  продолжает развиваться по направлению к глубокой переработке,крупные нефтехимические предприятия осуществляют перестройку с целью укрупнения, интеграция производств происходит на стальных корпорациях Аньган и Бэнган в г. Аньшань и Бэньси, постепенно формируются Северо-Восточная корпорация специальной стали и другие производственные базы. В 2008 году добавленная стоимость машиностроения составила 189,4 млрд.юаней (рост на 22,3 % по сравнению с прошлым годом), она занимает 28,7 % от добавленной стоимости всей экономики; добавленная стоимость металлургической промышленности составила 139,87 млрд.юаней (рост на 11,8%) и она занимает 21,2 % от добавленной стоимости  экономики;добавленная стоимость нефтехимической промышленности составила  133,23 млрд.юаней (рост на 7,3%,занимает 20,2 % от добавленной стоимости   экономики провинции). Кроме того, добавленная стоимость производства сельхозпродукции достигла 115,8 млрд.юаней (рост на 20, 1% по сравнению с прошлым годом) , и с/х занимает 17,5 % от добавленной стоимости экономики.
    Важнейшей задачей являются экономия электроэнергии и уменьшение выбросов. Вместе с развитием экономики мы особо уделяем внимание охране окружающей среды. Наша цель - экономия энергии,ускорение технической реконструкции предприятий и развитие безопасных производств. В 2008 году, расходы энергии производственных подразделений в Ляонине снизились на 5 % по сравнению с прошлым годом . В области уменьшения выбросов с 2007 г. и до сих пор осуществляются  управление объектов Ляохэ и уменьшение выбросов сернистого газа. Благодаря осуществлению этих двух планов, в 2008 году работа по уменьшению выбросов во всей провинции дала заметный эффект, химическая потребность в кислороде и объём выброса сернистого газа значительно снизились. Потребление кислорода на предприятиях снизилось на 6, 97 % по сравнению с прошлым годом , выброс сернистого газа снизился на 8,36 % по сравнению с прошлым годом. По этим показателям Ляонин находится в первых рядах по всей стране .
  Результаты развития строительства инфраструктуры очень заметные. Развитие получают обеспечение энергоснабжением коммуникаций , водного хозяйства и других проектов, связанных с будущим развитием Ляонина . Например , для решения вопрос недостатка водных ресурсов городов в центральной части Ляонина и приморских регионов,началось строительство водопроводного канала на водохранилище Дахофан и другие сооружения водного хозяйства. В настоящее время главный рукав канала   первой очереди по транспортировке воды на водохранилище Дахофан уже полностью выполнен.  Для улучшения электроснабжения и ликвидации перебоев с  электричеством в некоторых местах провинции Ляонин , особенно в приморских регионах , построено 20 объектов по электроэнергии . Среди них получил новое развитие проект по 4 реакторам ядерной энергетики мощностью 1 млн. КВт на атомной станции Хунхэ. Для обеспечения быстрого развития приморских регионов и агломерации экономической зоны в г. Шэньяне начались проекты по строительству 19 новых железнодорожных веток. Так, уже построена  и сдана в эксплуатацию междугородная железная дорога между г. Шэньян, началось строительство железных дорог на востоке, северо-востоке и специальной линии пассажирской перевозки между г. Пэньцзинь и Инькоу. Строительство специальной линии пассажирской перевозки между г. Пекин и Шэньян, г. Шэньян и Даньдун тоже будет начато в ближайщее время. Среди планируемых - строительство 12 новых скоростных автотрасс, из которых  уже началось строительство 6 линий . Запланированы 33 новых проекта в морских портах , из них уже началось строительство 20 проектов .
Из самых важных для нас являются вопросы социального развития. Мы выполняем стратегию по   повышению жизненного уровня населения. В последние годы значительные успехи были достигнуты в таких сферах социального назначения, как обеспечение занятости населения,социальное обеспечение , сельская кооперативная система, медобслуживание, субсидирование расходов на обучение нуждающимся семьям. Для того, чтобы обеспечить занятость населения, мы приняли эффективные меры по оказанию помощи безработному населению . И в конечном счете  занятость  180 тыс. безработных семей была обеспечена. Одновремено мы приложили большие усилия к решению вопроса с зарегистрированной безработицей. За прошедшие 5 лет  занятость городского населения поднялась до 6,8 млн.чел .  С 2004 года зарегистрированная безработица в годорах значительно снизилась. В конце 2008 года по сравнению с концом 2003 года  зарегистрированная безработица  снизилася на 97.3% , т.е. до 3.8%. Данная цифра ниже среднего уровня во всей стране.
Со четвертого квартала 2008 года экономика нашей провинции переживала влияние мирового финансового кризиса . Но в результате предпринятых мер уже с начала этого года  в экономике наблюдается рост . К концу полугодия объем промышленности составляет 592060 млрд.юаней , он увеличился на 11,5% . Инвестиции в недвижимое имущество составляют 509710 млрд.юаней, они увеличились на 48,9%. Местные бюджеты составили 7649 млрд.юаней , и увеличились на 13,8% по сравнению с 2008 годом.
   Все вышесказанное показывает, что наша экономика вступила в русло быстрого и качественного развития . Значит , хотя мы все еще находимся в начале пути, тем ни менее мы поднялись  на новый этап  развития.
    Восстановление старой промышленной базы – это очень трудная задача . В последнее время Центральное правительство приняло «Стратегию о дальнейшем восстановлении старой промышленной базы на Северо-Востоке Китая». В соответствии со «Стратегией»мы должны ускорить развитие  преимущественных и конкурентоспособных   точек экономического роста для того,чтобы внести больший вклад в экономическое развитие во всей стране. В обозримом будущем нам предстоит сосредоточить все силы на том,чтобы развивать государственную индустриальную базу нового типа и формировать новую социалистическую деревню, гармоничное общество в провинции Ляонин.
Все наши усилия направлены на то, чтобы:
   1. экономика развивалась быстро и качественно. Мы нацеливаемся на то, чтобы среднедушевая валовая продукция в 2012 году увеличилась в 2 раза сравнительно с 2000 годом,  а  среднедушевая валовая продукция в 2020 году увеличилась в 3 раза сравнительно с 2000 годом.
   2. были достигнуты значительные успехи в преобразовании экономической структуры экономики. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы добавленная стоимость в сферах услуг,  негосударственного  экономического  сектора и передовых технологии занимала все больше места в ВРП, а добавленная стоимость  производства оборудования занимала больше места в объеме промышленного производства.
     3. уровень экономии энергоресурсов и сокращения выбросов  значительно повысился. Экосистема и окружающая среда должны улучшится.
4. значительно повысился уровень социального развития. Для этого необходимо усиливать социальное строительство, чтобы система образования, здравоохранения и социального обеспечения улучшилась, а численность людей  за чертой бедности постоянно  снижалась.  зарегистрированная безработица должна стать ниже на 4,5%;
5. новый прорыв был совершен в реформе собственности. Преобразование  государственных предприятий должно быть  полностью осуществлено.
     6. Образована структура открытости внешнему миру на основе приморской экономической полосы . Внешная торговля должна поддерживать постоянный рост . Качество и уровень использования иностранных инвестиций должны улучшаться.
    
    Перспективы сотрудничества между провинцией Ляонин и Россией и Иркутской областью очень широкие и прекрасные.
Благодаря осуществлению центральным правительством стратегии восстановления старой промышленной базы Северо-Восточного района в провинции Ляонин появляются замечательные перспективы развития, одновременно это является возможностью для иностранных инвестиций в провинцию Ляонин. Торгово-экономические, научно-технические  связи между провинцией Ляонин и Россией  очень тесные . В 2008-ом году торговля между Ляонином и Россией составила 1,8 миллиарда долларов, а количество наших инвестиционных проектов в России достигло почти 200. Провинция Ляонин и Россия каждая имеют свои преимущества, и это помогает друг другу вместе развивать свою экономику. Мы уверены, что по мере осуществления стратегии оживления старых промышленных баз Северо-Восточного района сотрудничество между Ляонин и Россией поднимется на более высокий уровень. 
В будущем  мы надеемся на осуществление сотрудничества с Россией в таких областях: во-первых,  в промышленной отрасли. Ключевыми отраслями являются производство оборудования и переработка сырья,  именно в эти отрасли поступают почти 40% общих объемов иностранных инвестиций. Мы надеемся также на сотрудничество в сферах производства автомобильных двигателей, компрессоров, оборудования для передачи электроэнергии, оборудования для ветряной энергии  и нефтедобывающей промышленности. Во вторых,  в сельскохозяйственной отрасли. Провинция Ляонин является не только важной промышленной провинцией, но и мощной сельскохозяйственной базой. Мы надеемся на сотрудничество в научных исследованиях сельского хозяйства. В третьих, в научно-техническом сотрудничестве. Ляонин обладает большим количеством хороших талантливых научно-технических работников, имеет хорошую базу развития высокотехнологической промышленности. Горячо приглашаем ваши компании инвестировать в промышленность в ляонинские предприятия гражданской авиации, биомедицины, программного обеспечения и других. В четвертых,  в остраслях энергосберечения и охраны окружающей среды. Приглашаем русские компании инвестировать  в проекты возобновляемой энергии - ветряной, биомассной, солнечной, приливной и других, и в  область  энергосбережения и сокращения выбросов. В-пятых, в отрасли современных услуг. Активно ищем возможности сотрудничества с Россией в аспектах современной логистики, финансовых, информационных и технологических услуг и индустрии туризма,  организации выставок и ярмарок. В-шестых, в области инфраструктуры.  В будущем провинция Ляонин будет представлять зарубежным инвесторам возможности  участвовать в проектах строительства скоростных  магистралей, портов, систем водоснабжения и новых электростанции.  
Для стимулирования сотрудничества   в этих областях Ляонин представляет такие льготы: во первых,  в рамках политики оживления Северо-Восточного района Центральное правительство установило новые поддержающие меры , в том числе ускоренное создание инвестиционных фондов для машиностроения,  подготовка и оказание поддержки при реализации проектов. Эти меры  создают хорошие условия для сотрудничества между провинцией Ляонин и Россией. Во вторых ,  принят «Перечень приоритетных отраслей для иностранных нивестиций в центральные и западные регионы». Ляонин хотя и находится в восточной части Китая, но для поддержки оживления провинции Ляонин центральное правительство предоставило Ляонину 20 проектов, вошедших в «Перечень приоритетных отраслей для иностранных нивестиций в центральные и западные регионы», по которым для иностранных предпринимателей иинвесторов оказываются льготные условия. В-третьих , политика открытости  прибрежных районов провинции Ляонин. В этих районах правительство компенсирует иностранному инвестору 70% от размера уплаченного налога на добавленную стоимость, налога с продаж, подоходных налогов и налога на имущество, и тем самым создаёт «безналоговую зону». На этот раз мы привезли  50 проектов сотрудничества с Россией стоимостью около 50 миллиаров юаней. В том числе 22 проекта - инвестиции в Россию и 24 проекта привлечения инвестиции. В основном эти проекты связаны с производством оборудования, сырья, лёгкой и текстильной промышленности, высокой технологии, обработки сельскохозяйственных продуктов, инфраструктуры, услуг. Большие возможности для сотрудничества нам принесут оживление Северо-Восточного района Китая и освоения Дальнего Востока России и Сибири.
Мы бы хотели сотрудничать с Вами на взаимовыгодной основе  и вместе использовать имеющиеся возможности. Я сердечно приглашаю Вас - всех российских друзей посетить провинцию Ляонин , мы с коллегами ждём Вас у нас.                                            

Спасибо за внимание!

 

 

 

访 俄 讲 话 提 纲

 

 

辽宁省发展和改革委员会、振兴办副主任胡建阳

 

(2009年10月)

 

首先,我代表辽宁省发展和改革委员会,对俄罗斯   州政府安排的这次会议表示衷心的感谢!这次我带领辽宁省政府代表团到贵州访问的主要意图是贯彻中俄两国政府共同完成的《中国东北地区与俄罗斯远东及东西伯利亚地区合作规划纲要》,建立双方地方政府联系的部署,进一步推进双方地区间经贸合作。具体任务:一是介绍辽宁老工业基地振兴情况;二是衔接双方合作发展规划,征求俄方对我们初步编制的《辽宁与俄罗斯合作发展规划》修改意见;三是推进一批合作项目,寻求双方更多合作机会;四是建立辽宁省与俄罗斯远东地区地方政府的联系,开创辽宁省与俄罗斯合作的新局面。

 

    一、辽宁省概况

 

    辽宁位于中国东北地区南部,处于东北亚经济区的中心位置,是东北地区唯一既沿海又沿边的省份,是东北及内蒙东部地区对外开放的门户。辽宁以辽河流域永远安宁而得名,早在28万年前就有人类在辽河流域繁衍生息。全省土地总面积l4.8万平方公里,海岸线长2920公里。自然概貌为“六山一水三分田”。现有l4个省辖市,100个县(市、区),总人口43l5万人,城市化率60%,是中国内地城市化水平

 

较高的省份之一。

 

    辽宁资源丰富。已发现矿产1l0种,其中铁矿、菱铁、滑石、硼矿、金刚石的储量居全国首位。盛产水稻、玉米、苹果、肉类、鱼虾,是全国重要的粮食、水果、畜产品、水产品生产基地。辽宁文化底蕴深厚,有沈阳故宫等六处古迹被列为世界文化遗产。辽宁自然景观众多,大连的海滨风光,本溪的地下溶洞,盘锦的“红海滩”,鞍山的玉佛,锦州的笔架山,阜新的海棠山等奇观异景,每年都吸引着众多的海内外游客前来观光。

 

    辽宁工业基础雄厚。有近百年的工业历史,工业门类齐全,已形成比较完整的工业体系。冶金、机械和石油化工工业在全国占有举足轻重的地位。在全国10大钢铁联合企业中,辽宁占有2个,钢铁工业综合实力位居全国第二;辽宁的冶金矿山设备、输变电工程设备等产量均居全国前列;有7个大型炼油厂,年原油加工能力占全国1/4;基本化工原料、合成材料等均在全国占有重要地位。

 

    辽宁基础设施比较完善。公路、铁路密度居全国各省份前列。2002年,辽宁实现了14个省辖市全部通高速公路,目前通车里程为2747公里。有6大港口对外通航,2008年货物吞吐量4.9亿吨,集装箱吞吐量744万标准箱。有沈阳桃仙国际机场、大连周水子国际机场以及朝阳、丹东、锦州等区域性机场,开辟了274条国际、国内和地区航线。

 

二、辽宁老工业基地振兴情况

 

    辽宁老工业基地在从计划经济向市场经济转轨过程中曾一度遇到困难。中央政府一直在帮助辽宁解决老工业基地发展中的问题。特别是2003年1O月,中央政府做出了振兴东北地区等老工业基地重大战略决策。5年多来,在振兴战略的推动下,辽宁经济社会发展成效显著,老工业基地振兴取得了重要的阶段性成果。主要标志:

 

    经济发展步入快车道。2008年,全省生产总值达到13461.6亿元,是2003年的2.4倍,年均增长13%,人均GDP超过4500美元;地方财政一般预算收入达到1356.1亿元,是2003年的3倍,年均增长22.6%;实际利用外商直接投资120.2亿美元,比上年增长32.1%,自2004年以来已累计实际使用外商直接投资438亿美元;出口总额420.5亿美元,是2003年的2.9倍,年均增长22.6%;城镇居民人均可支配收入达到14393元,是2003年的1.7倍,年均增长11.2%;农村居民人均纯收入达到5576元,是2003年的1.9倍,年均增长13.7%。

 

    发展活力明显增强。为了解决国有经济比重偏高、对外开放程度较低的问题,我们坚持把体制机制创新作为老工业基地振兴的关键和前提。一方面积极推进国有企业改革,目前90%的地方国有大型工业企业完成了股份制改造,国有中小企业产权制度改革也基本完成,国有企业爆发力开始显现。2008年,辽宁规模以上国有及国有控股工业企业总资产达到1.1万亿元,是2003年的1.8倍。另一方面大力发展非公有制经济,非公有制经济增加值占辽宁经济总量的比重由2003年的42.8%提高到2008年的53.4%,经济总量已占据辽宁的半壁江山,成为推动辽宁全面振兴的生力军。

 

    区域协调发展实现新突破。按照辽宁区域布局,重点实施了“三大战略”。一是实施辽宁沿海经济带开发开放战略。这一地区包括沿海6市,总面积5.65万平方公里,占全省的38.2%;人口1800万,占全省的41.7%;地区生产总值6949亿元,  占全省的51.6%。海岸线长1443公里,有2000多平方公里的荒滩和废弃盐田可用于建设,是辽宁经济新的增长区域。到2008年底,已有570个项目落户沿海经济带重点区域,总投资2207亿元,形成了一批新兴产业。今年7月1日,《辽宁沿海经济带发展规划》得到国务院常务会议通过,这标志着辽宁沿海经济带开放开发纳入国家战略,为辽宁带来了新的重大发展机遇。二是实施沈阳经济区一体化发展战略。沈阳经济区以沈阳为中心,涵盖了以沈阳为中心、半径100公里范围内的8个城市。区域面积7.5万平方公里,占全省的50.7%;人口2354万人,占全省的54.6%;地区生产总值8782亿元,占全省的65.2%。城市化率达到了65%。为了推动这一地区加快发展,我们编制了沈阳经济区一体化发展规划,启动实施了一批重大项目。三是实施“突破辽西北”战略。辽西北地区包括阜新市、铁岭市、朝阳市所辖的行政区域。区域面积4.3万平方公里,占全省的28.8%;总人口838万人,占全省的19.4%;地区生产总值1217亿元,占全省的9%。我们提出举全省之力,加大对辽西北地区的支持力度,提高内生动力,增强“造血”功能,促进辽西北地区实现跨越式发展。在“突破”战略的推动下,这一地区发展步伐明显加快。

 

    产业结构调整取得新进展。加速科技创新,重点推进100个高技术产业化项目,研制出多轴联动数控系统、超高压输变电设备、大型燃气轮机、盾构机等多项新产品,有力地促进了产业结构调整。2006年,装备制造业实现增加值984亿元,首次超过冶金、石化行业,成为辽宁第一支柱产业。同时,原材料工业继续向高加工度方向发展,大型石化企业实施装置大型化、炼化一体化改造,以鞍本钢集团、东北特钢为主体的北方精品钢材基地正在形成。2008年,装备制造业增加值1894.0亿元,比上年增长22.3%,占规模以上工业增加值的28.7%;冶金工业增加值1398.7亿元,增长11.8%,占规模以上工业增加值的21.2%;石化工业增加值1332.3亿元,增长7.3%,占规模以上工业增加值的20.2%。此外,农产品加工业增加值达到1158.0亿元,比上年增长20.1%,占规模以上工业增加值的l7.5%。

 

    节能减排扎实推进。在发展经济的同时,我们十分重视保护环境。在节能方面,加快技术改造,发展清洁生产,2008年,辽宁单位生产总值能耗比上年下降了5%。在减排方面,2007年以来,先后实施了辽河治理工程和二氧化硫减排工程。通过实施这两个工程,2008年全省减排工作取得了明显成效,化学需氧量和二氧化硫排放量实现大幅度下降,其中,化学需氧量排放量比上年下降6.97%,二氧化硫排放量比上年下降8.36%。节能减排指标降幅均居全国前列。

 

    基础设施建设成效显著。重点推进了能源、交通、水利等一批关系辽宁长远发展的重大基础设施项目。比如为解决辽宁中部城市群和沿海地区水资源不足问题,开工建设了大伙房水库输水工程等一批水利设施,目前大伙房水库输水一期工程主隧洞已全线贯通;为缓解辽宁部分地区特别是沿海地区电源不足、电力紧张状况,重点推进了20个能源项目,其中,辽宁红沿河核电站4台百万千瓦级核电机组正在加快推进。为适应沿海快速发展和沈阳经济区一体化发展的新形势,启动了19条铁路及轻轨项目,其中,沈抚城际铁路竣工通车,东北东部铁路通道、盘锦至营口铁路客运专线开工建设,京沈、沈丹铁路客运专线将于近期开工。计划新开工12条高速公路,已开工6条。启动了33个港口项目,已开工20个。

 

民生工程得到有效实施。实施振兴战略的目的,是提高人民生活水平。近几年,我们每年都组织实施十项重点民生工程,主要涉及就业、社保、农村合作医疗、困难家庭子女上学等方面,并取得了显著成效。比如就业,在全国率先建立了零就业家庭援助长效机制,实现了l8万户零就业家庭至少一人就业、有条件地区双就业的目标。同时,大力推进实名制就业,5年多来,累计实现城镇劳动力就业680万人次。从2004年开始,城镇登记失业率连年大幅度降低,2008年底降至3.8%,比2003年底下降2.7个百分点,首次低于全国平均水平。

 

    去年第四季度以来,国际金融危机对辽宁的影响开始显现。但由于采取了一系列应对措施,今年以来全省经济增长呈现逐月回升的良好态势。上半年,全省生产总值完成5920.6亿元,增长11.5%;全社会固定资产投资完成5097.1亿元,增长48.9%;地方财政一般预算收入完成764.9亿元,

 

增长13.8%。

 

    以上这些情况表明,辽宁经济社会步入了又好又快的发

 

展轨道,已经进入了全面振兴的新阶段,站在了新的历史起

 

点上。

 

    老工业基地振兴是一个世界性课题,是一个长期而艰巨

 

的任务。最近,中央政府审议通过了《关于进一步实施东北

 

地区等老工业基地振兴战略的若干意见》,提出努力实现新的跨越,加快形成具有独特优势和竞争力的新的增长极,为全国经济发展做出更大贡献的重要任务。今后一个时期,我们要按照中央政府关于振兴东北地区老工业基地的总体部署,着力抓好建设国家新型产业基地、建设社会主义新农村、构建和谐辽宁三项重点任务,实现以下目标:

 

    经济保持又好又快发展。力争实现人均生产总值2012年比2000年翻两番,2020年比2000年翻三番。

 

    经济结构调整取得较大成效。服务业增加值、非公有制经济增加值、高新技术产业增加值占全省生产总值的比重和装备制造业增加值占规模以上工业增加值的比重,均有明显提高。

 

    可持续发展能力明显增强。资源利用效率显著提高,生态环境恶化趋势基本遏制,辽河流域水污染防治和区域大气污染治理取得显著进展,海洋生态环境得到改善。

 

    社会发展水平明显提高。基本公共服务得到改善,教育、卫生、社会保障体系逐步健全,贫困人口继续减少。城镇登记失业率控制在4.5%以下。

 

    改革开放取得突破性进展。国有企业改制基本完成。形成以沿海经济带为重点的对外开放格局。对外贸易继续保持较快增长,利用外资质量和水平有较大提高。

 

    三、辽宁与俄罗斯合作前景十分广阔

 

    中央政府实施东北地区等老工业基地振兴战略,这是辽宁的发展机遇,同时也是外商投资辽宁的机遇。辽宁与俄罗斯的经贸往来和技术合作十分密切。2008年,辽宁与俄罗斯贸易总额为18亿美元;累计在俄罗斯设立境外投资项目近200个。辽宁与俄罗斯各自具有优势,经济互补性很强。我们坚信,随着振兴东北战略的实施,必将使辽宁省与俄罗斯之间的合作提高到一个新的水平。

 

    今后一个时期,希望与俄罗斯在如下领域开展合作:一是工业领域。装备制造业和原材料工业是辽宁的重点产业,利用外资一直占全省利用外资总额的40%左右。希望在汽车发动机、压缩机、输变电设备、风电设备、采油设备等领域进行合作。二是农业领域。辽宁不仅是工业大省,而且是农业大省,农业发展潜力巨大。希望在农业科研、设施农业发展等方面开展合作。三是科技领域。辽宁拥有一批优秀的科技人才,具有发展高新技术产业的良好基础,欢迎俄罗斯到辽宁投资民用航空、生物医药、软件产业等高新技术产业。四是节能环保领域。辽宁欢迎美国企业家投资风能、生物质能、太阳能、潮汐能等可再生能源、清洁能源及节能减排等领域。五是现代服务业领域。积极寻求与俄罗斯在现代物流、金融服务、信息服务、科技服务和旅游、会展等方面开展合作。六是基础设施领域。未来几年,辽宁要建设一批高速公路、码头、水库、电厂等项目,将向海外投资者开放。

 

为推动这些领域的合资合作,辽宁将提供以下优惠政策:一是振兴东北政策。中央政府继2003年出台支持东北地区老工业基地振兴政策之后,又出台了一些新的扶持政策。如,加快设立装备制造产业投资基金,继续支持装备制造业发展;继续组织实施振兴东北地区老工业基地高技术产业发展专项。这些政策,为辽宁与美国的合作提供了有利条件。二是《中西部地区外商投资优势产业目录》政策。辽宁省在地域上属东部地区,为了支持辽宁的振兴,中央政府在《中西部地区外商投资优势产业目录》中给辽宁列了20项,这20项可享受鼓励类外商投资项目优惠政策。三是辽宁沿海重点区域开放政策。重点区域上缴省的增值税、营业税、企业所得税和房产税,财政给予70%的增量返还,并且建立“无费区”。

 

这次我们带来了50个、总投资约500亿元的对俄合作项目,其中在俄投资22个项目,招商24个项目。主要涉及装备制造、原材料、轻纺工业、高技术、农产品深加工、基础设施、服务业七个辽宁未来重点发展的领域。东北振兴和远东开发商机无限,我们愿与贵州真诚合作,共享机遇。我真诚地邀请俄罗斯各位朋友到辽宁观光、考察,我和我的同事期待你们的到来。

 

    谢谢大家!

 

Дополнительно о провинции Ляонин http://russian.china.org.cn/russian/79082.htm