Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Академик Титаренко о российско-китайских отношениях

Академик, директор института Дальнего Востока Российской Академии Наук, председатель Общества российско-китайской дружбы Михаил Леонтьевич Титаренко

Об академике Титаренко на китайском

На основе равноправия

Полистав наши издания, академик, директор института Дальнего Востока Российской Академии Наук, председатель Общества российско-китайской дружбы Михаил Леонтьевич Титаренко, не дожидаясь моих вопросов, сам начал разговор:

- Вы, предприняв попытку издавать такие журналы, пытаетесь решить очень актуальную задачу – создать своего рода инструмент народной дипломатии, ее печатный орган!

Я должен сказать, что наша официальная дипломатия, касающаяся международных отношений, она до последнего времени не уделяла должного внимания раскрытию подлинного содержания термина «международные отношения»: они - «между – народами», а уже во вторую очередь - межгосударственные.

Чиновники и дипломаты, безусловно, проводят очень важную и актуальную работу. Но для того чтобы обеспечить успех любой дипломатии в полной мере, создать обстановку сотрудничества, доброжелательности и искреннего понимания, для этого нужны разные каналы. Необходимо, чтобы канал официальной дипломатии дополнялся другими каналами, и в том числе, очень важно - каналом народной дипломатии, который осуществляют люди разные, знающие, любящие ту или иную страну, её историю, искусство и распространяющие эту свою любовь, свои знания. Российско-китайские отношения сегодня на политическом уровне переживают наивысший этап своего развития, но на уровне общественности отношения отстают по объему, характеру и степени доверительности от того уровня который достигнут между высшим руководством наших стран. В Китае даже говорят, что «вверху жарко, а внизу прохладно».

Прохладно потому, что народная дипломатия отставала в последнее время. Мы пытаемся решить эту проблему силами Общества российско-китайской дружбы, Общества китайско-российской дружбы, руководитель которого, Чэнь Хаосу, только что приезжал сюда к вам в Иркутск. По каналам Обществ дружбы, большая группа российской интеллигенции поедет в сентябре для участия в праздновании 60-летия КНР, 60-летия установления дипломатических отношений. Это еще один канал, Общества дружбы, но и им нельзя ограничиваться. Поэтому издание вами журналов «Китай и Россия», «Россия и Монголия», «Сибирь и Япония» и других журналов, рассказывающих сибирякам об этих странах, и, наоборот - их жителям о нас, крайне своевременный проект. Такие издания, будучи проводниками глобальных идей сотрудничества России с нашими дальневосточными соседями, имеют действительно очень важное значение. Они являются выражением нового евразийства. Евразийства, которое рассматривает Россию как государство, геополитические интересы которого находятся сбалансировано и в Европе и в Азии, и они могут реализовываться на том и другом направлении только при сохранении этого баланса. Если они не сбалансированы, то мы терпим неудачи и там и там. Нам нужно позиционировать себя как евразийская держава, имеющая интересы и на Западе, и на Востоке. И это не решить без пропаганды, без разъяснения, обоснования нашему населению важности правильного своего позиционирования на наших восточных рубежах.  

- Михаил Леонтьевич, сегодня, когда КНР исполняется 60 лет, когда эта страна стала одним из мировых лидеров, как России правильно строить отношения с Китаем?

- Прежде всего, надо хорошо знать нашего китайского партнера, и не просто знать, но и считаться с его национальными интересами, уважительно относиться к выбору, который сделал китайский народ. И не пытаться, как Америка, учить Китай, как и что ему делать, не тыкать палкой в его болячки. Взаимопонимание и взаимный учет интересов – вот стратегическое направление сотрудничества с Китаем. Именно на такой основе мы решили труднейшую проблему – пограничную. Эта проблема была одной из самых опасных, но мы ее все-таки решили - это огромная заслуга дипломатии и России и Китая. У нас сейчас базой для соседских взаимоотношений является военно-техническое сотрудничество и стратегическое партнерство. Но сегодня крайне важно до такого же уровня подтягивать экономическое партнерство. Это крайне сложная задача. Китай очень далеко ушел вперед, он нас обогнал по многим позициям, и нам сейчас надо напрягать силы и восстанавливать экономику нашей страны, чтобы быть с Китаем на равных. И в первую очередь – за счет динамичного развития восточных регионов страны, за счет удержания там населения.

- Некоторые наши ученые, и даже депутаты Госдумы, изо всех сил пытаются нас убедить, что у нас нет иного выхода как стать страной иммигрантов, что без них демографическую проблему не решить…

- Я убежден - России решать демографические проблемы за счет внешних факторов нельзя. Эти проблемы должны решаться собственными силами. Надо создать такие условия для молодежи, для народа, чтобы люди хотели иметь здоровое потомство, которое продлит их род, продлит их культуру, традиции. Чтобы они были уверены и в будущем своих детей, и в своем собственном. Государство должно создать условия, чтобы развивалась экономика, социальная сфера. А когда жилья нет, школы нет, культуры нет, дороги отвратительные - о каком приросте населения может идти речь?! И китайцы нам могут помочь именно в этом - в создании таких условий, в создании благоустроенной инфраструктуры, в строительстве жилья, а не своим прямым участием в решении демографической проблемы. 

-То есть Вы - за участие китайцев в развитии наших восточных рубежей?

- Китайцы - хорошие строители, дисциплинированная рабочая сила. Посмотрите, вот в Чите: приехали китайцы - построили современные дома. А дороги? У себя в Китае они строят отличные дороги. И если мы сами не можем у себя их построить, то почему бы не привлечь к этому китайцев? Безусловно, нужно разработать соответствующее трудовое законодательство, правила охраны и безопасности при использовании иностранной рабочей силы, обеспечить безопасность самой этой рабочей силы. И не только китайской, она может быть и вьетнамской, корейской, какой угодно. Это рабочая сила может строить предприятия, создавать рабочие места и условия (инфраструктуру, жилье и т.д.), когда у нас будут заинтересованы в том, чтобы рожать и растить детей. 

- Но ведь наши СМИ часто пугают, что если пустить китайцев строить, или в сельское хозяйство, то со временем они обязательно захватят территорию….

- Как-то на Дальнем Востоке, в районе Уссурийска, ехали мы на машине по дороге, и подпрыгивали каждые 10 метров. Что такое? Вышли посмотреть - а это бывшие рисовые чеки, т.е. здесь китайцы раньше рис выращивали, тогда их на Дальнем Востоке было до 30% населения. Сегодня 40 млн. га земель России превращаются в пустоши, зарастают бурьяном. Ни себе, ни другим, потому что боимся. В Америке работает 5 млн. китайцев, и там, где они трудятся, это районы развития. Китай - это источник дешевой, дисциплинированной, исполнительной, и часто квалифицированной рабочей силы. То же самое во Франции, то же самое в Канаде, Австралии, в Чили. А теперь и Африка – китайцы туда тоже поехали работать. Они едут и своим трудолюбием показывают, что они не угроза, не опасность - они фактор развития. А у нас кричат: «Караул! Китайская экспансия!». Но давайте посмотрим факты - в прошлом году 2 млн.400 тыс. россиян побывали в Китае, и лишь только 400 тыс. китайцев посетили Россию. Что, китайцам тоже кричать: «Караул! Русские идут!»?  

- Михаил Леонтьевич, как Вы вообще оцениваете то, что сейчас многие дальневосточники уезжают даже не в Центральную Россию, не в Москву, а в Китай?

- А это как раз следствие того, что пока наше государство не смогло обеспечить достойную жизнь, и хотя бы относительный комфорт гражданам наших восточных рубежей, и наши сограждане «голосуют ногами». Как можно упрекать людей в том, что они выбирают лучшие условия для жизни, предпочитая нашему запустению китайскую стабильность и относительно благополучный и недорогой уровень жизни! Посмотрите, в Кантоне - 10 тыс. постоянно живущих русских, в Шанхае - более 15 тыс., в Пекине - столько же, в Тяньцзине - около 10 тыс., в Харбине вообще несчитано – наши там покупают квартиры, большинство нашли работу, участвуют в бизнесе. А ведь десять лет назад русских в Китае было на порядок меньше. И никто в Китае не кричит - русские идут! Сегодня Сибирь и Дальний Восток связаны с Китаем множеством уз. Так, жители Читы отдыхать на выходные ездят в Маньчжурию, где все рассчитано на наших, даже названия улиц на русском. Хайнань заменил дальневосточникам и сибирякам черноморские курорты. В Санье, например, едва ли не в каждом магазине говорят на русском, в ресторанах меню на русском и китайском языках – приезжайте, отдыхайте! Вот и приезжают, и не только отдыхать, но и жить. При этом не только сибиряки, но и другие русские в Китай перебираются. И никто не жалуется, что им в Китае «демократии» не хватает, большинство довольны своим положением в этой стране. 

- Михаил Леонтьевич, а как Вы считаете, подходит ли Китаю та «демократия», которую им навязывают, например, американцы?

- Китай - другая страна, другая культура, другой менталитет. Это страна с огромным населением. И двухпартийная система формирования власти, которая есть в Америке – она, наверное, отвечает американским критериям, но отнюдь не китайским. Формирование власти в Китае по американской модели приведет к развалу Китая. Также, как привело к развалу Советского Союза. И умные китайцы все это прекрасно понимают. Они говорят: «Американцы, мы готовы с вами дружить, торговать. Но не суйтесь в наши дела. Не учите нас жить, нашему государству уже 5 тыс. лет, а вашему - всего 300 лет, и тех нет еще. Ну чего вы лезете со своим ограниченным опытом в наш обустроенный огород!». Учитывая огромное население, этнорегиональные различия между населением Юга и Севера, между внутренними и приморскими провинциями - если не будет силы, которая должна нивелировать и балансировать, приводить к единому знаменателю эти различные интересы, страна развалится на несколько регионов. И такой силой, таким стержнем является Коммунистическая партия Китая. КПК - это стержень, на котором держится единство, целостность и сплоченность страны.  

- Михаил Леонтьевич, когда-то Китай шел по советскому пути. Может быть, сегодня уже нам идти по пути Китая?

- Когда Вы говорите, что Китай шел советским путем - это не совсем точно. Современный Китай прошел собственный путь, но с учетом нашего опыта. Это не было механическим копированием советского опыта. Тогда у Китая не было иного выбора, как изучать и применять опыт Советского Союза, но только тогда, и только там, когда и где он был Китаю полезен. А потом Китай, уверовав в свои силы, провозгласил в мае 1958 года так называемый курс «трех красных знамен» («генеральная линия», «большой скачок», «народные коммуны»), у нас больше известный как Большой скачок. Его суть формулировалась так: упорно бороться три года и добиться перемены в основном облике больших районов страны. «Три года упорного труда - 10 000 лет счастья». Мао Цзедун говорил тогда: «Опираясь на собственные силы, стремясь вперед, развиваясь с попутным ветром, набирая силы, по принципу - много, быстро, хорошо - строить социализм». То есть китайцы уже не хотели «учиться социализму» у Советского Союза (который, по их мнению, «склонялся к ревизионизму»), Китай стремился построить «настоящий социализм» быстрее СССР. На этой почве и началось охлаждение наших отношений, которое, надо признать, очень эффективно в своих интересах использовали американцы. 

- Каким образом?

- Когда Большой скачок провалился, страна, в отсутствие помощи Советского Союза, начала испытывать огромные трудности, и тут в Китай, через Пакистан, тайно прилетел Генри Киссинджер, нашептал Мао, что Советский Союз готовится разбомбить ваши атомные центры. Эта дезинформация, в том числе, стала обоснованием жесткой конфронтации с СССР. К счастью, этот трагический период давно уже позади. Китайцы сумели сделать правильные выводы из собственных ошибок, они нашли правильный путь в виде эффективной реформы народного хозяйства, и результаты этого сегодня известны всему миру.

Возвращаясь к вопросу о «копировании» пути Китая, я хочу сказать, что ничего не надо копировать, а необходимо изучать опыт Китая, применяя у себя то, что возможно. Например, китайский опыт по привлечению иностранных инвестиций. Еще, мне кажется, мы могли бы позаимствовать у китайцев элементы их национальной идеи, суть которой в китайском варианте заключается в реформе, ведущей к превращению страны в могучее процветающее государство. Это общенациональная, общегосударственная идея. В Китае знают – в результате реформы каждый станет жить лучше. У него будет возможность обучать ребенка, дать ему высшее образование, у него будет нормальная система здравоохранения, его старость будет обеспечена. Почему бы и нам не сделать национальной идеей такую реформу, которая бы привела к таким же результатам?! Почему бы нам не использовать опыт Китая, например, по развитию приграничных окраин, которые там превратились в цветущие города только потому, что государство разрешило оставлять этим станциям типа Маньчжурия все то, что они зарабатывали, например, на своей таможне в период бума челночной торговли. А у нас Кудрин требует, чтобы все заработанное в регионах шло к нему в минфин. Вместо того, чтобы вложить в развитие того же Забайкальска, Благовещенска, Биробиджана. В итоге они у нас как были, так и остались дыра дырой. Вот еще чему нам надо учиться у китайцев – государственному строительству, подчинению частных интересов интересам государства, обеспечению совпадения частных интересов с государственными! 

- Михаил Леонтьевич, спасибо Вам за это интервью, за согласие войти в Редакционный совет журнала! Поскольку совпало так, что в год юбилея образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических связей между нашими странами, у Вас тоже был юбилей, мы поздравляем Вас с 75-летием и желаем дальнейшей плодотворной работы на благо российской науки и по укреплению сотрудничества и доверия между Россией и Китаем!

 

Опубликовано в журнале "Китай и Россия" (г.Иркутск)
июль 2009 г.

Справка:

М.Л. Титаренко родился 27 апреля 1934 г., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, Фуданьский университет (г. Шанхай, КНР). Профессор, заслуженный деятель науки РФ. Директор Института Дальнего Востока РАН с 1985 г., Председатель Научного совета по проблемам комплексного изучения современного Китая Отделения общественных наук РАН, председатель Общества российско-китайской дружбы, член руководства комитетов дружбы и сотрудничества с Китаем, Японией и ассоциаций дружбы и культурного сотрудничества с Республикой Корея и КНДР.