Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

На велосипедах по Японии и Южной Корее (Часть 5)

Мое путешествие вокруг света «по кусочкам» продолжается. В этом году я собрался отправиться в путь с 17-летним сыном Никитой. Ему и предоставил выбор очередного маршрута: Средняя Азия в продолжение моих кавказских вояжей или Япония и Южная Корея. Никита, страстно увлекающийся аниме и роллами, ответил не задумываясь: «Папа, ну конечно, Япония!»

Завтрак в «Сукие»

Ненастный день

Улыбающийся краб

Синтоистское святилище

Место для омовения

Когда дернешь за веревку, звуки колокольцев-судзу привлекают внимание ками

Львы-комаину, появившиеся в Японии вместе с буддизмом, теперь защищают и синтоистские храмы

Добро пожаловать в караоке!

Ворота-тории отделяют повседневный мир от мира духов

Возле святилища

Девочки в летних кимоно-юката

На берегу Японского моря

Краб на трассе — признак близкого моря

Сельский дом

Спокойная река

Тарелочки с сóбой. Не многовато ли?

Бариста

Полицейские — наши спасители

Дом у трассы

Осторожно, дети!

На берегу речки

В саду у дома

Экзотические цветы

Торговый дом концерна «Ниссан»

На стоянке у супермаркета

Селение у реки

Рисовые поля

Рис в воде

На сельском кладбище

100 иен за кулек помидоров

Перед «KFC»

Наш скромный заказ

Служащая «KFC»

Идем купаться

Сценка у дома

Тихий залив

У причала

В гавани

Мацури это праздник

Ночью начался дождь, то прекращавшийся, то начинавший сыпать снова. В 5 часов утра, когда мы проснулись, по палатке опять зашуршало. Подремали часик, вроде стихло. Собрали палатку, уложили вещи, и тут заморосило уже основательно. Пришлось надевать плащи, доставать водонепроницаемые накидки для рюкзаков, и отправляться под мелким, но частым дождем.

Подъем не крутой и не заставляет нас напрягаться. Тепло, температура 20 градусов, наши голые ноги нисколько не мерзнут. Единственное неудобство, что лица заливает водой — мы едем навстречу спускающимся до земли космам дождя.

Проехали тоннель на вершине хребта и вдруг обнаружили, что потеряли накидку с Никитиного рюкзака. Повернули назад, нашли. Я отправляю Никиту первым, чтобы присматривать за его рюкзаком, но после быстрого спуска с горы оказалось, что теперь накидка улетела у меня. Опять пришлось возвращаться, искать. И все это под непрекращающимся дождем.

Замечаем зону отдыха у дороги. Магазины и место, в котором можно было бы позавтракать, еще закрыты. Но как всегда и везде, здесь есть автоматы с холодными и даже горячими напитками. Взяли по бумажному стаканчику кофе и по вкусной булочке, потом попробовали горячий солоноватый напиток из кукурузы, а затем горячий, но сладковатый банановый напиток. Хорошо! Теперь снова можно под дождь.

Еще несколько километров, и мы добрались до Обама, небольшого 30-тысячного города. Оказавшись в нем, мы пересекли остров Хонсю и выехали на берег Японского моря. Однако из-за плотной облачности и низко повисшего тумана моря пока не видно.

Время 10 часов. Вот и наша любимая «Сукия». Заходим, наслаждаемся завтраком, потом балуемся кофе. А кофе в Японии хорош везде!

После часовой передышки в комфортном сухом помещении снова в путь. Теперь нам предстоит двигаться по берегу Японского моря вплоть до города Фукуока на острове Кюсю, откуда мы намереваемся переправиться в Южную Корею.

После завтрака проехали совсем немного, как увидели заведение, в котором предлагают гёдза дешевле, чем мы видели раньше. Не смогли избежать соблазна, остановились, съев по порции красиво подрумяненных пельмешков с овощной начинкой.

Дальнейшая дорога вывела нас к железнодорожной станции на берегу моря. Здесь стоит напоказ старинный, но прекрасно выглядящий паровоз, построенный в далеком 1880 году в не менее далеком американском Питсбурге. Сфотографировав его, зашли в здание станции, где во всю длину зала за стеклом до потолка устроена игрушечная железная дорога. На миниатюрных путях сидят два толстых японца и что-то ремонтируют. Пассажиров не видно, бóльшую часть помещения занимает магазин с разложенными на столах сладостями, сушеной, соленой и копченой рыбой, водорослями и т. п. Цены кажутся нам высоковатыми, посмотрев, мы направились к выходу. Только дошли до велосипедов, как нас догнала продавщица с двумя маленькими бумажными пакетиками, в которые положено по несколько разных сосательных конфет. Такое внимание!

Едем дальше по берегу глубокого залива. Волны здесь накатывают нешуточные, но, не достигая земли, они разбиваются о защитные линии в море, сооруженные из крупных бетонных блоков.

Остановились у небольшого синтоистского святилища, приютившегося возле дороги. Пока мы прогуливались по нему, нами заинтересовалась пожилая японка, дом которой стоит вплотную к святилищу. В разговоре выяснилось, что она не только знает, где находится Иркутск, но даже была в нем по туристической путевке. Интересно, мир все-таки тесен!

В очередном населенном пункте слышим какой-то шум. Оглядываемся по сторонам и видим, как целая группа крепких ребят в белых одеждах переносит через улицу паланкин-микоси́. Микоси представляет собой длинные носилки, на которых установлен макет синтоистского храма с находящимся в нем воплощением ками. Носильщики раскачивают микоси из стороны в сторону, издавая при этом громкие возгласы.

Ага, похоже, что здесь проводится мацури — праздник в честь местного синтоистского божества. Оставляем свои велосипеды на улице и направляемся в ту же сторону, куда течет народ. В глубине от дороги расположился синтоистский храм, возле которого собралось множество взрослых и детей. Многие девочки одеты в нарядные летние кимоно, которые называются юката. Я перевожу взгляд на ноги, желая увидеть и традиционные японские сандалии гэта, название которых хорошо знакомо мне по художественной литературе. Увы, деревянные гэта уже отошли в прошлое, все девочки и женщины обуты в разнообразные современные сандалии.

Зато впервые за все время пребывания в Японии мы увидели здесь синтоистского священнослужителя — каннуси. Он одет в широкое длиннополое белое кимоно, из-под которого выглядывают такие же белоснежные носки. Контрастна в одеянии каннуси лишь черная шапочка на голове. Большинство дзиндзя, синтоистских святилищ, мимо которых которые мы проезжаем каждый день, — это небольшие сельские храмы, не имеющие своего каннуси. В подобных святилищах всю работу, связанную с поддержанием храма в надлежащем порядке и проведением храмовых праздников, выполняют местные жители. И здесь мы видим таких, приветливо улыбающихся нам женщин, продающих амулеты-омамори. Каннуси, отвечающие за проведение ритуалов в храмах, в сельской местности обычно обслуживают несколько маленьких храмов. В будние дни они носят повседневную, ничем не отличающуюся от других людей одежду и нередко совмещают занятия жреца с обычной работой.

Насмотревшись вдоволь, отправляемся дальше. Вскоре оказываемся в городе Майдзуру, протянувшемся по изрезанному берегу моря. Заходим на экскурсию в посудный магазин, где мне приглянулся изящный чайный стаканчик удлиненной цилиндрической формы, украшенный рисунком бамбука. И хотя до конца нашего путешествия еще далеко, решаю купить его в качестве сувенира. Надеюсь, не разобью по дороге.

Затем до самой темноты мы пытались выбраться из этого длиннющего города и, в конце концов, остановились на берегу большого пруда на лесной тенистой дороге под кронами высоких деревьев, где нас почти не достает дождем.

Устраиваем легкий ужин с рыбными консервами и кондитерскими изделиями. Запиваем еду простой водой, кипятить чай уже нет желания. Хочется спать, спать, спать… Проехали сегодня более 80 километров.

Обед с сóбой. С помощью полицейских

Я проснулся в 5:30 и решил прогуляться по лесной дороге, на которой мы расположились. Метров через 300 ее пересекает веселый ручей, который наполняет пруд. С одной стороны ручья стеной стоят высокие стройные криптомерии, а с другой тянутся вверх толстые стволы бамбука, между которыми чернеет голая, без всякого подлеска земля. Вершины плотно перекрывают пространство вверху, отчего на земле сумрачно и сыро.

Дикий голубь и здесь, в Японии, воркует знакомую песенку: «Ту-тур-ский поп, ту-тур-ский поп…» Галдят вездесущие вороны. Время от времени откуда-то с воды доносится то ли мычание, то ли скрипение. Думаю, это выпь. На дороге валяются папковые гильзы, похоже, что охота здесь не возбраняется. Возвращаясь к палатке, я спугнул двух осторожных уток.

Ники, как обычно, ночью спал раздетым, подложив свернутый спальник под голову. Но под утро стало зябко, и когда я вернулся с прогулки, он продолжал сладко спать, накрывшись моим спальником. Я тоже прикорнул рядом. В результате встали только в 7 часов и отправились в половине восьмого. Температура воздуха 19 градусов.

Около 10 часов добрались до небольшого города Миядзу. По пути к нему пропустили работающий комбини, в котором можно было заварить лапшу, а потом так долго ничего подобного не встречалось, что мы уже изнемогали от голода. Но и в городе все рестораны еще закрыты. Тогда, увидев торговый центр «Mille», мы зашли в обширный продовольственный отдел, купили рисовых онигири, роллов, кальмаров и креветок, обжаренных в кляре, что по-японски называется тэмпура, по кружочку батата и по кусочку тыквы, приготовленных аналогичным образом. Вместе со всем этим вышли на улицу, сели на скамейку с видом на залив и, наконец, утолили терзавший нас голод.

Продолжаем крутить педали. Наша дорога то бежит около кромки моря, то, удаляясь от него, извилисто преодолевает многочисленные мысы и горные прижимы. Становится жарко...

Около 14 часов остановились на обед, попав на сей раз в необычное заведение. Здесь посетители сидят за низенькими столиками, установленными на невысоком подиуме. Столики разделены метровой высоты деревянными ширмами. Перед подиумом снимаешь обувь и располагаешься за столиком прямо на полу. Увидев нас, прибежала хозяйка, показала, что здесь дают только собу, но приготовленную по-особому. Несмотря на то, что количество тарелочек собы показалось нам чрезмерно большим, мы решили попробовать, заказав одну порцию на двоих. Сначала нам принесли поднос с ингредиентами для соуса, показав, как его приготовить: в фаянсовую пиалу разбивается сырое яйцо, к нему добавляется ложка пасты из перебродивших бобов, которая выглядит как жидкое тесто из ржаной муки, затем наливается из соусника то ли соевый, то ли рыбный соус, бросается немного мелко порезанного зеленого лука, кусочек острого васаби и все это хорошо перемешивается палочками-хаси. Пока мы занимались этим делом, нам принесли большой поднос с десятью тарелочками холодной коричневой собы, а следом еще и маленький с пятью тарелочками. Дальше дело нехитрое. Подхватываешь палочками собу из тарелочки, обмакиваешь в пиалу с соусом и поедаешь…

Стопка пустых тарелочек возле нас быстро растет, а это означает, что предложенное блюдо пришлось нам по вкусу. Кувшин холодного пшеничного напитка с неожиданным для нас отчетливым привкусом плесени дополняет трапезу. Стоит это удовольствие 2500 иен.

Воодушевленные обедом, вновь выходим на уличную жару. Через час езды остановились передохнуть и охладиться в кофейне. Выпили по чашке холодного, со льдом, кофе. К нему нам предложили по маленькой шоколадной конфетке и по два миниатюрных печенья, упакованных в целлофановую обложку. С помощью сидевшего за стойкой посетителя, выглядевшего бизнесменом и владеющего английским языком, поговорили с обслуживающей нас японкой. Всех сильно удивляет наш велосипедный маршрут. Да мы и сами отмечаем, что даже в городах на велосипедах ездит не так много людей, а уж между городами тем более.

Отдохнули. За это время безжалостное солнце прикрылось тучками, и ехать стало легче. Температура в середине дня была 32 градуса, в 16:30 — 28 градусов. Но при повышенной влажности и это много, едем мокрые, как мыши.

До следующего города, которого мы хотим достичь сегодня, остается около 30 километров. Мы втянулись в длинный подъем, миновали километровый тоннель, настроение самое прекрасное. И тут неожиданность… Ники, зазевавшись, натыкается на куст у дороги и, перелетев через бетонный бордюр, падает. Сам не пострадал, но переднее колесо перекосило в разные стороны. Пытаемся хоть немного исправить жуткую восьмерку, чтобы довести нашего «коня» до велосипедной мастерской. Не получается. Открываю дверь какого-то учреждения: «Есть ли где-нибудь мастерская?» Молодая женщина показывает нам рукой, а потом даже сопровождает до ближайшей автомастерской. Однако механик, посмотрев на наше колесо, покачал головой и извинился — ничего не может сделать. Спрашиваем про велосипедную мастерскую. Ответ неутешителен — близко нет.

Отходим в сторону, опять пытаемся справиться сами, и тут я замечаю проезжающую мимо полицейскую машину. Еще до путешествия я вычитал, что японские полицейские стараются помочь всем, чем только могут, а потому я тут же выскакиваю на дорогу. Сидевший за рулем толстячок средних лет сразу взялся звонить… В результате скоро было выяснено местонахождение ближайшего велосипедного магазина, прислан вместительный фургон, нас погрузили, увезли на 15 километров в обратную сторону до города, в котором мы были вчера, зашли с нами в мастерскую, дождались, когда нам заменят колесо (а пришлось сделать именно это) и только тогда вежливо попрощались. О, эти добрые японские полицейские!

В 17 часов мы погнули колесо, а в 20 часов, уже в полной темноте, с отремонтированным велосипедом мы стоим посередине города. Заночевали, не выезжая из него, в огороде между рекой и каменной многоэтажкой, куда пробрались по дамбе между заливными рисовыми полями.

А «наш» полицейский на прощанье написал нам на телефоне с помощью японско-русского переводчика: «Фукуока еще далека, будьте осторожны!»

Праздник живота

Встали в 5:30, собрались и сразу сели на велосипеды. Через полтора часа мы добрались до вчерашнего злополучного места. Проехав еще немного, присели на скамейку среди нескольких деревьев. В находящемся рядом автомате взяли по баночке кофе, достали из рюкзака купленные вчера рисовые онигири и салаты из папоротника с овощами и водорослей с бобами. Завтрак был в полной мере заработан, и мы получили от еды настоящее удовольствие!

Бóльшая часть населенных пунктов на этом побережье Японии — маленькие городки и поселки, что называется, сельская местность. Но вокруг такая же чистота, как и раньше, красивые, аккуратные домики, хорошо заасфальтированные дороги, ровные рисовые поля — как это все не похоже на Россию. Красиво живут японцы, просто до неприличия красиво!

Обращаю внимание на то, что даже в этих сельских местах часто встречаются большие остекленные кубы-здания — представительства разных автомобильных концернов, продающих свои автомобили в глубинке страны.

Издалека замечаем магазин, на крыше которого изображен огромный красный краб. Подъехав ближе, видим, что это не плакат, а целая скульптура на всю крышу большого здания. Перед такой рекламой не устоять, надо зайти. А оказавшись в магазине, трудно устоять от покупок. Мы взяли полуметровую упаковку из трех сушеных кальмаров за 860 иен и пакет сушеных креветок за 280 иен. Пожилая продавщица, также впечатлившаяся нашим маршрутом, предложила зайти в соседний магазин и угостила нас бесплатным кофе. Здесь же мы попробовали разные сладости, выставленные на дегустацию, но от покупок воздержались.

Отъехав от магазина, устроились на подстриженном газоне отведать кальмаров. Хорошо! Но еще лучше будет с пивом. Поедем до ближайшего магазина.

Вдоль дороги нам часто встречаются разные фруктовые деревья: хурма, инжир, мандарины, сливы, какие-то другие невиданные нами фрукты. К сожалению, сейчас не сезон и все они еще совершенно неспелые.

Вместо фруктов купили кулек красных помидоров, выложенных на прилавке у дороги в отсутствии продавца. Бросили 100-иеновую монету в железный ящичек, закрытый на маленький замочек, и поехали дальше.

Преодолели подъем и новый тоннель. В первом попавшемся магазине взяли для Ники безалкогольное пиво «Асахи», а для меня эль «Yona-Yona». Увы, в нем оказалось 13 процентов алкоголя — крепленое пиво. Мне хотелось какого-нибудь темного пива, а в комбини, как правило, только светлые сорта.

Наелись кальмара, а через полчаса в новом городке увидели японский KFC, который Никита, как поклонник этого заведения, пожелал посетить. Зашли, решив продолжать праздник живота. KFC в Японии — заведение не из дешевых. Мы взяли две не самые большие порции из трех и четырех кусков курицы с пакетиками картошки фри и бумажными стаканами газировки со льдом, заплатив за это 2000 иен, или 20 долларов. Японская поджарка отличается от российской. Если у нас кусочки курицы имеют сухую, хрустящую корочку в панировочной крошке, то здесь они как будто поджарены в кляре — корочка мягкая, а мясо сочное, словно вареное.

Спуск с хребта привел нас почти к самому морю. Здесь наша 178-я трасса куда-то потерялась, растворившись в улицах прибрежного поселка. Не желая тратить время на ее поиски, мы решили двинуться по находящемуся рядом соблазнительно прямому экспрессвею. Но не тут-то было. Не успели мы проехать и первый тоннель, как навстречу катит полицейская машина, нам командуют: «Stop».

Пришлось прикинуться бестолковыми, ничего не понимающими гайдзинами, как в Японии называют иностранцев. Выяснив, куда нам нужно, полицейские повернули нас обратно, сопроводили на автомобиле до нужной трассы, написали на листочке бумаги названия всех предстоящих до города Тóттори населенных пунктов и отпустили. Между тем, не забыли проверить и наши документы.

Дорога дотянулась до самого моря. В красивом приморском поселке, расположившемся в глубокой бухте, мы освежились купанием. Взбодрившись, двинулись дальше по извивающейся среди мысов дороге, которая то поднимается в гору, то вновь спускается. Путь наш тем самым заметно удлиняется. Тоттори мы сможем миновать только завтра.

Перед самым вечером зашли в супермаркет за едой для ужина. Взяли салат из водорослей с мельчайшими рыбками, поджаренную в кляре рыбу (тэмпура), новый вид печенья и большую бутылку зеленого чая.

Снова начали подниматься вверх, но до спасительного тоннеля не добрались. Увидев дорожку к какому-то явно безлюдному зданию, подняли перегораживающую въезд цепочку, заехали на ухоженную территорию и расположились на подстриженном газоне прямо у стены здания. Только-только начало темнеть, и мы поужинали на закате дня, сидя на каменной садовой скамейке. Салат был изумительно вкусен. Мы много потеряли, что не распробовали подобное раньше. Печенье — масляное, солененькое. Рыба тэмпура хотя и холодная, но очень вкусна. А кроме того у нас оставалась курица из KFC. Просто прекрасный ужин! Теперь можно и спать…

Юрий Лыхин,
июль-август 2016 г.