Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Монголия устала от "демократии"?

Ближайшую зарубежную соседку Прибайкалья - Монголию - все лето, да и осень тоже сотрясали политические штормы. Созданием коолиционного правительства премьер-министр, С.Баяр, сумел более-менее разрулить ситуацию, но в монгольском обществе начало проявляться разочарование в американской модели демократии, принятой страной в 90-е годы...

О.Чулуунбат, депутат ВГХ

О.Чулуунбат, депутат ВГХ

В ответ на опубликованную ранее в этом же разделе статью о политической ситуации в Монголии нам пришли несколько писем от монголов, обиженных утверждением, что "американский вариант монгольской демократии" на самом деле мало чего дал монгольскому народу...

В связи с этим даем слово известному в Монголии политику и экономисту, чтобы показать - мы не так уж и одиноки в своей оценке...

О.Чулуунбат: Если потеряем сегодня золотую возможность, то это останется политической историей, вызывающей сожаление

Под таким заголовком газета «Оноодор» 11 августа опубликовала интервью О.Чулуунбата, бывшего президента Монголбанка, а ныне избранного депутатом ВГХ, о политической ситуации в стране, ее экономических и финансовых проблемах.

В: Политическая ситуация в стране зашла в тупик. Две основные политические партии не смогли достичь консенсуса. Как долго продолжится такая ситуация?

О: К сожалению, государственная машина, которая должна бесперебойно работать, застопорилась. Сегодня наша страна находится на очень важном периоде своего развития. Поэтому кризисная ситуация становится барьером для ее дальнейшего развития. Сейчас мы находимся в своем «золотом периоде развития». Медь, золото и плавиковый шпат, производимые Монголией, достигли высочайших цен на мировом рынке. Это может принести огромные прибыли. Сейчас не время разбираться, кому что достанется. Весь мир развивается по своим законам, никто не станет ждать нас. Уже сейчас во многих странах открывают минеральные ресурсы, которые являются основными статьями монгольского экспорта, и ведущие промышленные страны заключают по ним договора. Пока мы занимаемся политразборками между собой, россияне решили начать эксплуатацию месторождения меди Удакан, имеющего более 20 млн тонн запасов. Китайцы недавно обнаружили в Афганистане месторождение подобное Эрдэнэту и договариваются о его разработке. В Чили также начинаются работы на дополнительных месторождениях. Понятно, что теперь, когда на мировом рынке создалась такая выгодная ситуация, все стремятся к получению прибылей. А в Канаде и США закрытые ранее проекты вновь открывают для разработок. Если медь начнут добывать повсеместно, то вполне возможно, что цена на нее упадет. Кто тогда будет интересоваться нашими месторождениями? Мы останемся в убытке. И это касается не только меди. Такая же картина вырисовывается в отношении месторождений урана, железа. Недавно агентство Чайна Дэйли опубликовало сообщение о том, что в Австралии обнаружено крупнейшее месторождение железа с запасами в миллиард тонн и Китай совместно с Австралией приступает к его  разработке. Пока другие решают подобные вопросы в течение только одного года после обнаружения месторождения, мы тратим на это 4-5 лет. Это может стать горькой политической историей.

В: В чем же причина нашей нерасторопности?

О: Я высказываю свою точку зрения. На протяжении многих лет я со стороны наблюдаю за отношениями между бизнес- и политическими группировками Монголии. Думаю, это скорее связано с одной нехорошей личностной чертой: некоторые не хотят, чтобы кто-то превосходил  его самого. Вообще в действительности, если дела у другой компании идут хорошо, это положительно скажется на тебе, поскольку у остальных людей появятся работа, увеличится спрос и предложение. Все самые крупные проекты, представленные и обсуждаемые в парламенте, застревают из-за внутренних противоречий бизнес и политических группировок. В этом участвует и пресса, которая публикует неподтвержденные данные, помогая топить того, кто действительно занят полезным делом.

Это стало реальным фактом. Например, в странах, где существует диктатура, развитие идет гораздо быстрее. Почему? Потому что диктатор не позволит так долго «драться» между собой, а решит вопрос жесткими мерами. А у нас демократия, но вопросы не решаются. Таких примеров много: Казахстан, Малайзия, Корея, Тайвань. Там судьба проектов решается исходя из того, выгодно это или нет, когда они дадут отдачу и т.д.

В: Народ сделал свой выбор, но получается, что перед лицом политических интересов, их выбор – ничто.

О: Народ сделал свой выбор, оказал нам свое доверие. Осталось принять присягу и приступить выполнять свой долг. Присягу мы будет принимать не перед Центризбиркомом, а перед народом. Поэтому мы призываем демократов сначала присягнуть, а потом разобраться с выборами. Если действительно там есть нарушения, то мы готовы признать их и принять должные меры.

В: Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?

О: Думаю, что выход найдется скоро. В демпартии есть люди, способные реально оценивать ситуацию и делать правильные выводы. Если мы не будем продвигаться вперед, повторюсь, мировое развитие ждать нас не будет, мы отстанем. Цены на нефть растут, а также на пшеницу, рис и продукты питания. Получается, что мы действуем хуже, чем руководство компаний, зарабатывающих на этом. А ведь Монголия тоже может заработать немалые деньги, ведь цены на монгольские экспортные товары растут с еще большими темпами.  У нас не меньшие возможности, чем у арабских стран.

В: За один день цены на нефтепродукты опять выросли. Это естественно повлекло рост цен и на товары широкого употребления. Как вы оцениваете нынешний рост инфляции?

О: В последние годы монгольская экономика находится на подъеме. К сожалению, из-за политических катаклизмов эти достижения оказались нивелированы. Инфляция будет расти. Это не зависит от нас. Монголия 90 проц нефти импортирует. Поэтому мировой рост цен на нефтепродукты не может не влиять на нас. В этих условиях мы должны стремиться к получению еще больших доходов. Мы должны создать более благоприятные финансовые условия, чтобы получать свою прибыль от растущих мировых цен.

В: Импортеры нефтепродуктов объясняют рост цен тем, что государство не обеспечивает их дотациями.

О: Предоставление дотаций на продукты ежедневного потребления не есть правильно. Вместо этого надо было принять предложение России по строительству в Монголии 100 бензоколонок и удерживании стабильных цен. А мы поддались давлению со стороны демпартии: что в этом случае мы полностью попадем под контроль России. Простите, но мы и раньше и сейчас в этом вопросе остаемся зависимыми от России. Находясь в таком положении, негоже плохо говорить о нашем единственном поставщике. А сейчас Роснефть ужесточила свою политику по отношению к Монголии. Конечно, мы ищем разные каналы, чтобы изменить ситуацию: договариваемся с Казахстаном, Китаем, но сказать, что положение улучшается – не могу. В любом случае транспортировка пойдет по российской территории. В этом случае Россия получит свое через транспорт. Никак не потеряет. Транспортировка через Китай и без нефти представляет большие проблемы. Такие объемы она не осилит. В любом случае мы должны искать рациональные пути решения вопросов. Это касается отношений и с Китаем, и с Россией.

В: Что мешает нам сейчас?

О: Мне не понравилось выступление лидера демпартии Ц.Элбэгдоржа на открытии ВГХ. Очень враждебное. Нельзя относиться так, как будто мы стоим перед смертельным выбором: либо они, либо мы. Надо находить консенсус. Время борьбы прошло. Настало время созидания.

В: Не поделитесь ли своими мыслями о состоянии банковских дел в связи с последними событиями в ХААН банке и других банках?

О: Не думаю, что работа банковского сектора ухудшилась. Но необходимо создать такую правовую и финансовую базу, при которой в Монголию будет поступать наибольший объем денег. Монголбанк должен вести политику благоприятствования для коммерческих банков. Не знаю, как обстоят дела с этим сейчас. Надо стремиться как можно больше денег извне располагать в своих банках. На это должна быть направлена и государственная политика, чтобы в Монголии аккумулировалось больше денег, и поддерживать бизнес правовым регулированием. Без поддержки бизнеса деньги не задержатся в Монголии, не будут создаваться рабочие места. Говорят, таможня берет взятки, тем самым сдерживая развитие бизнеса. Если это так, то значит государственный аппарат работает неправильно. Государственная машина должна работать в одном направлении, с одной целью, в одном режиме. Существует неверное представление о банковском секторе как только финансовом источнике. Неправильно неосторожно ворошить этот чувствительный сектор, поскольку он очень зависим от человеческого фактора - психологии. Надо воздержаться от неоправданных заявлений. Если заявить, что работа того или иного банка ухудшилась, то последствия могут быть негативными.

В: Как вы оцениваете нынешнюю работу Монголбанка?

О: Прошло не так много времени после моего ухода с поста президента. Думаю, работа банка не претерпела значительных изменений. Вообще, все Центробанки работают примерно по одной методике. Различия могут быть в том, как они решают вопросы риска и оценки экономической ситуации. Монголбанк не только контролирует инфляцию, но и весь финансовый сектор. Он также должен «просматривать» на общую экономику. Ведь развитие экономики зависит от финансов. Посмотрите, Центробанк США стал сердцем всей мировой экономики, потому что американский доллар стал международной валютой, в которой производятся все инвестиции. Мировая экономика зависима от того, какое заявление сделает Центробанк США.

В: Недавно Питер Морроу (исполнительный директор ХААН банка) сказал, что в Монголии дефицит знающих и способных монгольских специалистов? Вы согласны с этим?

О: Нет. Сейчас много квалифицированных молодых специалистов, которыми можно гордиться. Они прекрасно знают банковское дело, владеют несколькими языками. Я не согласен в этом с Питером Морроу. Насколько я знаю, немало монголов работает в банках Нью-Йорка, Лондона, Токио. В отличие от Питера Морроу они не являются специалистами только одного коммерческого банка. Среди монгольских специалистов много тех, кто владеет глубокими знаниями о коммерческих банках, инвестициях, хэйджинге, всеми современными видами банковской деятельности.

 

Комментарий Владимира Бережных: Сегодня, спустя почти полгода после публикации этого интервью г.Чулуунбата, можно констатировать, что коалиционное правительство Баяра состоялось. Он сумел заставить работать на народ и своих соратников по МНРП, и "демократов". При этом ему пришлось использовать далеко не самые демократические методы убеждения.