Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Российско-монгольский деловой форум

Доклад заместителя губернатора Иркутской области М.Клокова

Доклад заместителя губернатора Иркутской области М.Клокова

Российско-монгольский деловой форум

Российско-монгольский деловой форум

На Российско-Монгольском деловом форуме

На Российско-Монгольском деловом форуме

Члены иркутской делегации

Члены иркутской делегации

На форуме эффективно поработала и делегация Прибайкалья. При этом прошли переговоры не только с монгольскими партнерами, но и с руководителями российских ФПГ.

На форуме эффективно поработала и делегация Прибайкалья. При этом прошли переговоры не только с монгольскими партнерами, но и с руководителями российских ФПГ.

Министр Промторга Монголии г-н Наранхуу , глава представительства Иркутской области в Монголии В.Кислов, зам. губернатора Иркутской области М.Клоков

Министр Промторга Монголии г-н Наранхуу , глава представительства Иркутской области в Монголии В.Кислов, зам. губернатора Иркутской области М.Клоков

Конец 2007 года в Монголии был полон событий - как важнейших внутриполитических, так и влияющих на положение этой страны в мире.

7–8 декабря с.г. в  Улан-Баторе под патронатом Президента Монголии Н.Энхбаяра состоялся первый российско-монгольский деловой форум, призванный способствовать повышению уровня взаимопонимания деловых кругов двух стран и дальнейшему развитию отношений стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией. В его работе приняли участие 348 делегатов. Мероприятие прошло при финансовой поддержке ОАО «Газпромбанк», оператором выступил Всероссийский выставочный центр.

Наш журнал был не только аккредитован на форуме, но и активно там распространялся. В ходе форума хотелось понять – как сегодня на самом деле относятся в Монголии к России? Сохраняются ли у монголов добрые чувства к россиянам, или уже, как под влиянием собственных СМИ (большинство из которых обслуживает интересы той или иной олигархической группировки), так и неуклюжих действий России предыдущего периода, сформировалось чисто потребительское отношение к нашей стране пополам с настороженностью – а чего это русские к нам вдруг снова «любовью» воспылали?!… Или им покоя месторождения Асгат и Таван Толгой не дают?! -

Работа на форуме велась в формате пленарных заседаний по четырем темам: «Актуальные вопросы внешнеэкономического сотрудничества приграничных регионов», «Российские инвестиции в горнодобывающую промышленность и металлургию Монголии», «Сотрудничество в развитии топливно-энергетического комплекса Монголии», «Текущее состояние и перспективы развития инфраструктуры страны».

Главные ожидания от монголо-российского форума оправдались — россияне подтвердили свой курс на укрепление экономических и культурных отношений между двумя странами, а монгольская сторона постаралась привести эти отношения  в более сбалансированное состояние, твердо заявив о том, что они должны быть взаимовыгодными и не строиться по принципу «старший брат — младший брат». Похоже, что и российские ФПГ (финансово-промышленные группы), интересующиеся Монголией (напомним, что, например, форум финансировался Газпромбанком), наконец, поняли, что эта страна значительно изменилась в последнее время, ее былая зависимость от РФ значительно сократилась, держась буквально на двух-трех позициях, основные из которых — это поставки нефтепродуктов и УБЖД. По поводу последней на последнем заседании форум разгорелась нешуточная полемика между руководителем агентства железнодорожного транспорта Монголии г.Да.Ганболдом и его российским коллегой Игорем Ромашовым (сегодня уже перешедшем на другую работу). Диаметрально противоположенные оценки современного состояния Улан-Баторской железной дороги и взгляды на пути ее дальнейшего развития заставляют задуматься - а не имеет ли смысла пригласить независимую экспертную комиссию для изучения  ситуации на  УБЖД? Не подталкивает ли Россия сама, своей негибкой позицией, соседнюю страну к поискам иных, более динамичны путей решения проблем своей транспортной отрасли и ее главной составляющей — УБЖД? Симпатии зала, и не только монгольских участников секции, были на стороне Да.Ганболда, великолепно владеющего инструментами ведения политической полемики...

На форуме были определены ключевые направления дальнейшего развития двухсторонних отношений и выработаны следующие рекомендации для правительств России и Монголии:

  1. оказывать поддержку взаимным инвестициям, в том числе в проекты горнодобывающей отрасли, транспорта, электроэнергетики, организуя конструктивное взаимодействие между инвесторами, органами государственной власти, и инвесторами из третьих стран;
  2. ускорить согласование документов, необходимых для возвращения к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и Монголии;
  3. обратить особое внимание на развитие транспортной инфраструктуры, сдерживающей развитие торговых отношений, в том числе транзита грузов между Россией и Китаем, в части модернизации дорог, пунктов таможенного контроля, инфраструктуры железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта;
  4. учитывая дисбаланс в товарообороте двух стран, рассмотреть возможность снижения таможенных и иных барьеров для импорта товаров, в том числе продовольственных и товаров легкой промышленности, из Монголии в Россию;
  5. приложить дополнительные усилия для развития особых экономических зон на границе Монголии и России;
  6. способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества между финансовыми институтами России и Монголии, в том числе в области финансирования агропромышленного комплекса и проектного финансирования;
  7. активизировать обсуждение вопросов сотрудничества в урановорудной отрасли Монголии между Росатомом, российскими стратегическими инвесторами и Правительством Монголии.

На форуме, по сути, состоялось первое международное публичное выступление нового премьер-министра Монголии С.Баяра. Многим россиянам (в первую очередь тем, кто давно «в монгольской теме») он был знаком и ранее, т.к. работал Чрезвычайным и Полномочным послом Монголии в Москве.

Назначение С.Баяра премьер-министром - несомненно, важнейшее из монгольских событий конца уже ушедшего в историю 2007 года. Яркий и талантливый политик, прекрасно зарекомендовавший себя и на президентских выборах (где он возглавлял избирательный штаб Н.Энхбаяра), и в качестве посла Монголии в Российской Федерации, Баяр сформировал правительство, с которым ему всего за полгода необходимо провести такие реформы, которые обеспечат Монголии переход на новый этап развития. Ему необходимо так руководить страной, чтобы всего через 6 месяцев народ снова доверил управление государством МНРП, лидером которой является С.Баяр.

Мне доводилось пару раз встречаться с г.Баяром в Иркутске. Уже при первой встрече (хотя для меня, как для редактора на тот момент журнала «Открытый мир-АЗИЯ» она была не из самых удачных...) я отметил прекрасное знание русского языка, и способность очень четко излагать свое видение конкретной ситуации. Холодная ясная голова, трезвый расчет - вот это, наверное, и нужно сегодня Монголии в премьер-министре, и она все это нашла в С.Баяре. Поднятие уровня государственности Монголии - такой видит свою главную задачу на срок своих полномочий С.Баяр. Это четко было зафиксировано в его, по сути - программном, выступлении перед членами ВГХ. Это прозвучало из уст С.Баяра и на монголо-российской деловом форуме. Он проявил себя решительным политиком, пойдя на ряд жестких мер: по борьбе с алкоголизмом,  по ограничению аппетитов и монгольских, и зарубежных (в т.ч. российских) олигархов в отношении природных богатств Монголии, по наведению порядка в органах государственного управления в отношении трудовой дисциплины и т.д. Он с легкостью парирует обвинения в том, что он возрождает в Монголии социализм, в пророссийской линии, в «зажиме отечественных предпринимателей», и, судя по материалам монгольских СМИ, уже завоевал симпатии большей части простых монголов.

В апреле состоялся визит С.Баяра в Москву. Он подтвердил линию правительства Монголии на то, чтобы максимально использовать в интересах Монголии и России исторические связи двух стран


Владимир Бережных
Журнал "Прибайкалье"
Фотографии автора