Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

К пределам Поднебесной. Часть 11

В 2010 году иркутский путешественник Юрий Лыхин, в одиночку, на велосипеде, преодолел Северный Китай - от монгольской границы до древней столицы империи, города Сиань. Весной 2013 года путешествие было продолжено. На этот раз предстояло пересечь Южный Китай. Путь от Сианя до границы с Вьетнамом занял более месяца...

Провинция Юннань. Река Юаньцзян

Банановая плантация

Зарождающаяся гроздь

Джекфрут

Каучуковые деревья

Папайя

Ананасы поспели

Гибискус

Автобан над Юаньцзяном

Поднимаюсь на хребет

В тумане

После дождя

Террасные поля

Беседка для любования видами

Еда простая и здоровая

Озеро в горах

Вечереет

Мынцзы. Пагода под дождем

Шадянь - мусульманский город

Шадянь. Великая мечеть

На молитву

Арабская вязь

Двери мечети

Молитвенный зал Великой мечети

Шадянь. В мусульманском магазинчике

14 апреля, воскресенье

Выспался прекрасно, несмотря на то что в доме рядом с дорогой было очень шумно. Встал, собрался, сфотографировал хозяев и отправился на границу. В 7.50, за десять минут до открытия КПП, там уже стояла очередь. У вьетнамских пограничников царит полный пофигизм, почти не глядя поставили мне отметку о выезде из страны. На китайской стороне все построже: и паспорт мой внимательно изучили, и просветили рюкзаки. Но все в порядке, и вот я уже снова в Китае. Еще один месяц я могу находиться в стране, хотя мне столько и не надо. Теперь моя задача благополучно добраться до Куньмина, чтобы завершить, наконец, мое путешествие по Южному Китаю!

Завтракаю вкусной лапшой и направляюсь к выезду из города. Трасса G-326, на которую я вскоре попадаю, местами выглядит не ахти, – не автобан, естественно, – но хоть асфальт и то ладно. Дорогу до Куньмина в общих чертах я уже представляю, что, конечно, облегчает путь, хотя бы только психологически.

Немного покрутив, трасса выходит на берег реки Юаньцзян, по которой мне предстоит подниматься. По ее берегу тянутся банановые плантации. С вершин пальм, откуда пучком расходятся вверх широкие листья, на толстом, с руку толщиной, стебле свисают тяжелые зеленые грозди. Я попробовал один банан из тех, что уже срезаны и лежат на обочине дороги, готовые для погрузки. Он совершенно не спелый и не съедобный, даже очистить трудно.

Как все необычно здесь! Проезжаю чуть дальше – прямо к асфальту с высокого лиственного дерева спускаются плоды джекфрута, или индийского хлебного дерева. А тут на стволах прорезаны бороздки и подставлены небольшие пластмассовые емкости, куда стекает белого цвета сок – это каучуковые деревья, гевея бразильская. А вот ствол пальмы обвешан большими зелеными плодами папайи. Вершины склонившегося над дорогой бамбука смыкаются в вышине, и я внутри словно в тенистой аллее. Еду, то и дело соскакивая с велосипеда и фотографируя то реку, то бамбук, то папайю…

Все-таки я так и не пойму, что это за дымка, укутывающая окрестные вершины и дали? Вроде бы, столько смога можно ожидать лишь в большом промышленном городе, а тут? Но все горы так густо затянуты синеватым дымком, что это не может быть просто атмосферной дымкой.

Время около 14 часов. Миновал пограничный пост. Тут же оказалось небольшое кафе. Заказал себе кабачки, посмотрим, как их приготовят.

Однако ничего необычного – хозяйка, не мудрствуя лукаво, порезала два маленьких кабачка мелкой соломкой и потушила с чесноком. Плюс рис. Никаких специй, кроме соли, не чувствую.

Обратил внимание, что я ем по-другому, нежели китайцы. Они ставят ближе к себе плошку риса, т. е. рис для них – основная еда, и едят его вприкуску с тем, что заказали. Я же наоборот, кабачки подвинул поближе, а рис отодвинул в сторонку – им я закусываю основное блюдо. Китайцы обычно, когда едят в кафе или ресторане, заказывают несколько блюд, поэтому пиала с рисом для них служит тем местом, куда они кладут понемногу из каждого блюда, предназначенного для всех.

Ехать жарко. Солнце легко пробивается сквозь застилающую небо дымку. Хочется спрятаться в тень. Вокруг поет много незнакомых птиц, но их в лесной чаще не разглядеть. Зато бабочки на виду и они такие большие, что в первый момент их часто принимаешь за птиц.

Около 19 часов уже начал присматривать себе место для ночевки, как въехал в какой-то небольшой городок, над которым проходит автобан. Раз так, надо поужинать. Заказываю китайскую горькую тыкву (или индийский огурец, или вьетнамский кабачок – момордика харанция) вместе с фрикадельками. Но приготовили здесь остренько, со жгучим красным перцем и луком. Во рту полыхает. Благо, что холодного чая подливают сколько пожелаешь.

Проехал по трассе 60 километров, да около десяти накатал по Лаокаю и Хэкоу. На сегодня вполне достаточно. Сразу после городка буду где-нибудь устраиваться.

Предполагаешь одно, а получается совсем другое. После ужина бодро покатил, как обычно, вверх по реке Юаньцзян. Ан не тут-то было! Километровые столбики пошли другие – не та трасса! А я проехал уже несколько километров. Пришлось возвращаться. Оказалось, что G-326 пошла из городка в сторону, вверх по притоку Юаньцзяна. Пока разобрался в этом, наступила полная темнота. Подсвечивая себе фонариком, миновал длинную череду жилищ-сараюшек, слепленных из расщепленного бамбука и покрытых шифером, без окон, со светящимися щелями в стенах. Наконец нашел подходящую для себя площадку. Ставлю палатку и сразу укладываюсь спать.

15 апреля, понедельник

Ранним утром, еще в темноте, запели петухи, и после ночного затишья мимо меня снова потянулись машины. Встаю с рассветом, не торопясь собираюсь. Сегодня, видимо, предстоит перевал. Небо пасмурное, как бы дождя не хватить. Никакого перепада между дневной и ночной температурой здесь практически не ощущается. Это субтропики. Как ехал вчера в легкой рубашке до самой темноты, так в ней же и отправляюсь утром, не испытывая никакого дискомфорта.

Вскоре заморосило. Вершины заволокло темными тучами. Негромко рокочет гром. А вот и полило…

Подъем был длинным, извилистым, однако не сложным. Основной помехой явился дождь. К счастью, это не северный ледяной дождь. Было мокро, но не холодно.

Через 20 километров я выбрался наверх, а тут и дождь прекратился. В начале первого даже солнышко пробилось сквозь туман. В магазинчике наверху смог, наконец, перекусить. Взял коробку лапши, которую парень-продавец залил горячей водой из термоса. До этого весь мой завтрак состоял только из груши.

Еду не спеша. Местность горная, красивая. Дорога то вверх, то вниз. К сожалению, на ней не указывается, сколько километров до ближайших городов – Мынзы и Кайюаня. Последний где-то на середине пути до Куньмина.

Снова накатил дождик. Я остановился под навесом дома у дороги, чтобы накинуть на себя плащ-накидку. В это время дождик превратился в ливень, и я решил постоять, переждать. Из дома доносятся голоса супругов. Разговаривают громко, на высоких тонах – кажется, что бранятся. Но вот они выглянули – такая милая, веселая пара. Пригласили меня войти, и я смог посмотреть, каков дом внутри. Он разделен на три части. Центральная часть, в которую ведет дверной проем снаружи, с улицы, – это что-то вроде гостиной. У стены напротив входной двери стоит низенькая стенка из шкафчиков, на которой разместился телевизор. Слева от двери приютился диванчик, справа свалены мешки с припасами. В комнатах поменьше, по обе стороны от «гостиной», виднеются кровати. Вот и вся обстановка. Все очень просто.

В начале пятого впервые за день увидел придорожное кафе. Конечно, останавливаюсь. Никто ни слова по-английски не говорит. Заказываю, глядя на ассортимент холодильного шкафа. На этот раз выбираю баклажаны. Их потушили вместе с зелеными бобами, совсем не остро.

За соседним столиком расположились два молодых китайца. Едят они быстро, шумно чавкая, бросая кости и использованные салфетки прямо на пол возле себя. Такая манера еды типична для Китая и вполне соответствует китайскому этикету за столом. В конце трапезы, как у многих восточных народов, посетителю, или гостю, полагается сыто рыгнуть, выказав тем самым полную удовлетворенность от еды.

Почти все мужчины в Китае курят, – государство никакой кампании против курения не ведет. Закурив, и мне часто предлагают, удивляясь тому, что я отказываюсь. В домике, где я пережидал ливень, чаю мне не налили, зато сигарету протянули.

Возле кафе установлена беседка с черепичной крышей и загнутыми к небу концами – для любования окрестными горными видами. Тут же стоит информационный щит для туристов с дорогами вокруг местечка Пинбянь (Pingbian), в котором я, видимо, и нахожусь. Судя по щиту, до Мынцзы 28 километров, от Мынцзы до Кайюаня еще 62.

Как же хорошо ехать, когда некуда спешить! Напряжение спало, я спокоен, зная, что времени у меня с запасом. Приеду в Куньмин днем раньше или днем позже, никакого значения не имеет. С самого бы начала так. Да так бы и было, если бы мне дали визу сразу на два месяца.

Под вечер опять зарядил дождь, и я уж было решил дотянуть до Мынцзы и заночевать в отеле, как неожиданно небо расчистилось, на голубом небе появился месяц, висящий рожками вверх, а я оказался на берегу красивого зеленого озера, разлившемся среди гор. До темноты оставалось полчаса, и я остался на озере с причудливо изогнутой береговой линией. Проехал сегодня 70 километров и усталости особой не чувствую.

16 апреля, вторник

Спал как убитый, даже не слышал шума машин. Лишь смутно помнится гремевший гром и дробь дождя по палатке. После подъема только успел собраться и сложить вещи в рюкзак, как вновь полило. Пришлось укрыться под навесом скалы у дороги и постоять четверть часа, рассматривая затянутое белым туманом озеро. Как только капли дождя стали бить по асфальту реже, я выехал из спасительного убежища.

Около 10 часов добрался до Мынцзы, раскинувшегося на широкой равнине. На окраине города первым делом останавливаюсь позавтракать. Большая миска лапши с не острым бульоном, мясом и зеленью – хорошее начало дня!

Увидев возвышающуюся в стороне семиярусную башню-пагоду, отправляюсь туда. Не успел подъехать, как резко потемнело, и разразился новый шквал грозы. Благо, здесь есть где спрятаться. Да, погодка!.. Второй день мокну, даже паспорт с авиабилетами промочил.

Пока льет дождь, любуюсь пагодой и стоящим рядом храмом, украшенными искусной резьбой по дереву.

К полудню, наконец, разъяснило. Еду по Мынцзы. Это большой, красивый, но современный город, поэтому останавливаться здесь не хочу, не по магазинам же ходить…

Пересекаю с востока на запад 30-километровую равнину, теперь трасса ведет меня к Кайюаню. Однако перед ним неожиданно попадаю в совершенно мусульманский городок, Шадянь (Shadian). В центре города возведена Великая мечеть, к ней ведут Исламская и Мусульманская авеню, дома и здания украшены в восточном духе. Китайские надписи на городских дорожных указателях дублируются на английском и арабском языках. Женщины ходят в хиджабах, а мужчины с бородками – в тюбетейках, и даже здороваются они не как-нибудь, а «Салям алейкум». Интересно было поколесить по улицам города. Как-то здесь поприятнее мне показалось, чем в чисто китайских городах. Своеобразный мусульманский оазис в китайском окружении. Решил даже поесть тут, хотя и не был особо голоден. Зашел в кафе, в котором готовят и подают еду только молодые парни в тюбетейках. Получил добрую яичную лапшу без бульона, с поджаркой из мяса, курдючного жира, картошки, помидоров, лука, красного перца и какой-то зелени. Даже во вкусе этого блюда чувствуется что-то восточное, среднеазиатское.

Лишь в 17 часов покидаю своеобразный городок, набрав с собой местных кондитерских изделий, большая часть которых приготовлена с семенем кунжута.

Остановился сегодня засветло, поднявшись с трассы на вершину небольшого холма, где остался нераспаханным небольшой клочок леса. На продуваемом месте мокрая палатка быстро подбыгала. Однако боюсь, что ночью ее снова намочит – с востока в мою сторону тянет темные тучи.

Проехал сегодня 60 километров по трассе, да порядка десяти километров накрутил по Мынцзы и Шадяню.