Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

По Китаю на велосипеде. Часть 7

В октябре-ноябре 2010 года состоялось необычное путешествие иркутянина Юрия Лыхина. Один, на велосипеде, он проехал по всему Северному Китаю, начав свой маршрут в городе Эрляне на монголо-китайской границе и закончив его в Сиане – древней столице Китая, расположенной в подножии хребта Циньлин. Путевые записки, выполненные в ходе этого путешествия, мы и помещаем на наших страницах.

От Эрляня до Сианя (на велосипеде через Северный Китай)

.

31 октября, воскресенье

Восхода солнца из-за высокой горы ждать пришлось бы долго, поэтому я скатал обледеневшую палатку и около восьми часов уже отправился в путь. Китайцы в это время уже вовсю работают. Скоро начался какой-то населенный пункт, и я стал озираться в поисках харчевни. Вот что-то похожее. Возле стеклянных дверей сидит девушка и отработанными движениями с помощью широкой лопатки делает тончайшие блины на электроблиннице. Показывает: «Будешь?» Я киваю головой: «Конечно». Девушка пошла на кухню, начинила блины тремя видами начинки. Получились длинные белые колбаски, которые предлагается есть, обмакивая в пиалу с разными, выставленными на подносике приправами. Вкусно, но все это холодное, а чая не предлагается. Попросил горячей воды, ее в стоящих на полу термосах не оказалось. В общем, я наелся, но не согрелся.

Проехал 25 километров, потеплело. На высокой горке над речкой остановился, чтобы высушить палатку. Несмотря на то что рядом никаких домов, возле меня понемногу стали собираться люди. Сначала подъехали на мопеде парень с девушкой, заговорили, даже сфотографировались со мной. Потом подошли еще двое парней, а за ними неизвестно откуда взялись два китайца в годах. В общем, я все время беседовал, чуть-чуть на английском, а больше жестами и улыбками.

Скоро вокруг меня собралась целая толпа. Они были очень довольны, когда я на их глазах собрал палатку и уложил вещи в рюкзак. Все показали мне по большому пальцу, я сказал им «Бай-бай» и отправился дальше.

Новый городок. И этот тоже неплох, по крайней мере, его центральная улица. Дома многоэтажные, жизнь кипит, идет торговля – и в магазинах, и на улице, громко играет музыка, толчется народ.

Сегодня после обеда стало даже жарко. Впервые захотелось спрятаться в тень. А после городка дорога потянулась в гору. До Яньаня 80 километров, до Сианя около 430.

Еду, еду. День заканчивается, а подъем нет. Утомительно сегодня. Еду на запад, против солнца, которое не дает поднять голову и рассматривать окрестности. Поэтому смотрю под ноги и тупо кручу педали.

Время от времени мимо меня проезжают грузовые машины, кузова которых доверху наполнены сетчатыми мешками с яблоками, как у нас с картошкой. После них меня окутывает облако медового аромата.

Опять лишь к самому закату выехал на перевал, проехал через небольшой тоннель на вершине и покатился вниз, высматривая место для ночлега. Уже в темноте снова располагаюсь на поле, чуть пониже дороги. Недалеко брешут собаки, рядом журчит ручеек. Полагаю, что он, как и остальные здешние воды, зеленого навозного цвета. Утром проверю. А сейчас спать, устал. Завтра, даст Бог, буду отдыхать в Яньане.

 

1 ноября, понедельник

Ночь была теплой, на палатку пала роса, но не замерзла. Это хорошо. Плохо другое – я снова опух. И не только лицо заплыло, но и ступни, и кисти рук вздулись, как подушки. А живот как был впалым, так и остался.

С утра сильно хотелось есть. Завернул в первую попавшую забегаловку, в которой одиноко скучал перед телевизором молодой парень. Заказал 16-юаневое блюдо. Смотрю, побежал в соседний магазин. Скоро возвращается, несет тарелку с горкой мелко порезанного свиного окорока, щедро снабженного чесноком и жгучим перцем. Риса нет, пришлось взять манту – булочки на пару, которые я не очень люблю, но иначе съесть этот окорок было бы трудно.

Ударная порция мяса с утра. До Яньаня об обеде думать не захочется. Еду, а губы печет и во рту полыхает. Дорога опять тянется вверх по какой-то речке. Слева в раскрывшейся долине реки – сплошные тепличные поля. Когда же я спускаться буду! Где-то впереди, внизу, в долине реки Вэйхэ – правого притока Хуанхэ, расположился Сиань. Уже хочется завершать свой маршрут. Ченду, как бы мне не хотелось его увидеть – уже в следующий раз.

Подступы к Яньаню. Пыльно и грязно. Но вот трасса 210 отворачивает влево, прямо – Яньань. Добрался до символа города – 44-метровой пагоды на вершине высокого холма. Не стал искать построенную здесь пещерную гостиницу, устроился в первом попавшемся отеле (номер за 160 юаней) и испытал большое разочарование – вместо горячей бежит совсем холодная вода. До того устал, что и выходить из номера не хочется. Но помыл голову из чайника, переоделся в чистое и пошел купить себе что-нибудь на одинокий ужин. Рядом оказался музей на лессовом холме с целым лабиринтом тропинок между храмами, беседками и смотровыми площадками. Кажется, именно здесь в 1937-1947 годах в вырытых в лессе жилищах обитали Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай и другие члены Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Яньань был тогда штабом и главной опорной базой коммунистических сил. В связи с этим сегодня Яньань – главное место поклонников Мао Цзэдуна и китайской революции.

Пройдя музей, поднялся еще выше, где на доминирующей высоте разместился маленький монастырь с прекрасным видом на раскинувшийся внизу город.

Вернулся в отель вполне довольный прогулкой. А тут и горячая вода появилась. С наслаждением залез в душ. Посмотрел на свои ноги и понял, почему мне было так тяжело ходить. Думал мышцы устали, а оказалось, ноги в коленях распухли так, что стали похожи на колоды. Ухайдакал я себя маленько. Но доживем до завтра, там посмотрим.

 

2 ноября, вторник

Вечером пошел дождь. «Погода все решила за меня», – подумал я, – «придется пожить здесь еще денек». Но утро наступило ясное, солнечное. Я освидетельствовал себя: лицо заплывшее, руки и ноги почти в норме. Значит, еду, нет нужды оставаться.

 Дорога нашлась сразу. Недалеко от отеля она пересекла перекопанную строителями реку и круто направилась в гору. Я немного поупирался, но вынужден был слезть и повести велосипед рядом с собой. К счастью, это продолжалось недолго. На вершине оказался тоннель, и вот я уже по ту сторону хребта. Потом еще два тоннеля и за каждым из них открывается долина с новым строящимся городком. К склонам гор лепятся частные строения, а посередине между ними одна за другой возводятся многоэтажки. Везде кипит жизнь.

Миновал указатель 600 километров. Столько я проехал от Баотоу. До Сианя еще 330 километров.

Вскоре (наконец-то!) дорога направилась вниз. Фотографировать сегодня особо нечего, и я просто еду, думая о том, что пора бы и пообедать. Но вот и обещанный указателем Ганьцюань. По китайским меркам это деревня, однако в ней полно многоэтажных домов и даже высоток. Попадаю в забегаловку, в которой большой прямоугольный аквариум забит полуметровыми сомами. Заказываю блюдо за 16 юаней. Интересно, что окажется? Увы, конечно, не сом. Как и можно было ожидать, овощи с мясом и лапшой. И не могу сказать, что на этот раз вкусно. Но не каждый же раз!

К наступлению темноты, то есть к шести часам, въехал в городок Фусянь. К рекам и речкам у китайцев, похоже, никакого почтения. Сильно они загажены, даже если текут по какому-нибудь населенному пункту, как этот, например. Проезжаю мимо небольшого заводика, на котором разгружаются грузовики, забитые мешками яблок. Рядом дорожный указатель, подсказывающий дорогу на Хукоу, где можно увидеть знаменитый водопад на реке Хуанхэ. Но до него 135 километров, на велосипеде туда и обратно – несколько дней пути. Придется пропустить.

В Фусяне река отворачивает в одну сторону, а дорога к Сианю в другую. Она снова начинает подниматься в гору и пойдет, как показал мне один из водителей, то вверх, то вниз. Останавливаться в Фусяне совсем не хочется, поэтому направляюсь вверх, стараясь присмотреть укромное местечко для ночевки. Однако такого не находится. Слева высится стена лесса, справа – крутой склон вниз. Целый час брел таким образом и уже в темноте вынужден был остановиться на широком повороте дороги, разбив палатку прямо на большой круглой клумбе. Утром водители с той и другой стороны будут удивляться, что это на ней выросло. Но на 90 километров расстояние до Сианя сегодня уменьшилось. 

Лёссовое плато. Раннее утро

В неизвестном городке, на неизвестной улочке

Урожай на продажу

Китайцы не жалеют труда и времени на украшение среды обитания

Одна из стенных композиций

У реки более чем стометровая стена заканчивается

Красные быки

Сушка крахмальной лапши

Каменная беседка

Речная долина на Лёссовом плато

Молодая пара

Запруда на ручье

Мыла капусту

Почитание быка в этих местах сохраняется с древности

Уютный дворик

У входа в дом, запасы на зиму

Город Яньань

Яньань. Монастырь на вершине лёссового холма

Храм

Ленты благопожеланий

Над городом

От монастырских ворот до пагоды, кажется, рукой подать.

Яньань – город среди холмов

Лёссовый склон, срезанный ножом дороги

Новый город

Река

На трассе G 210

Ночевка на придорожной клумбе