Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Михаил Винокуров, ректор Байкальского университета экономики и права: "Необходима модернизация отношений с Китаем..."

- Михаил Алексеевич, Ваш экономический очерк «С чего начать модернизацию России» обсуждается в Интернете, в предпринимательской среде, Ваши предложения учтены Президентом в его бюджетном послании. Вы даже получили за него Премию Союза писателей России!

А нужна ли России, на Ваш взгляд, модернизация её отношений с Китаем – главным нашим партнером в Азии?

- Не так давно в газете «Аргументы недели» была опубликована моя статья под названием «Перезагрузка отношений с Китаем: с чего начать?». В ней я достаточно подробно изложил свои взгляды на эту тему. Но для китайских читателей готов повторить некоторые свои выводы, в чем-то дополнить вышеупомянутую статью. И, надеюсь, они не обидятся на мою прямоту по некоторым моментам!

Необходимо признать, что в результате нашего отставания от Китая по темпам экономического развития, в этой стране среди некоторой части населения ощутимо складывается пренебрежительное отношение к России как к отсталой стране, неспособной к модернизации, и поэтому интересной Китаю только с точки зрения обеспечения его ресурсами. Я не исключаю, что и на высшем уровне существуют такие умонастроения, несмотря на заверения в том, что наши отношения на подъеме. Поэтому я убежден, и постоянно это повторяю, что модернизация России – это необходимое условие сохранения её не только в статусе великой державы, но и выживания в целом. Поэтому, как бы это ни казалось парадоксальным, и модернизацию наших отношений с Китаем я предлагаю начать с себя, с модернизации нашей промышленности, и в первую очередь - химической.

- А почему модернизацию надо начинать именно с химической промышленности, а не, скажем, с лесной? Ведь, по-моему, именно она у нас на первом месте в структуре товарооборота с Китаем?

- Действительно, газ, вместе с нефтью, является второй крупнейшей сырьевой статьей после леса. Но по своему стратегическому значению они на первом месте. Почему? Потому, что как только мы начнем сами перерабатывать нефть и газ, а не стремиться их в полном объеме продать за рубеж, в том числе и в Китай, так сразу к нам начнет меняться отношение. Потому что только это сегодня может обеспечить быстрый рост экономического могущества России, а значит – и возможность модернизации, включая модернизацию нашей внешнеполитической линии, обеспечивая, в том числе, возможность вести разговор на равных и с Китаем. А сейчас мы, не имея возможности перерабатывать газ у себя, но имея многих конкурентов, тоже желающих поставлять это сырье в Китай, не можем договориться с китайцами насчет его цены.
Я тебе один пример приведу: один газоконденсатный завод стоит примерно 3 млрд. долларов. Мы бы вместо «Северного потока» (на строительство которого было израсходовано 20 млрд. евро) могли семь таких заводов построить! А заводы - это уже высокотехнологическое производство, это комплекс, это тысяч тридцать рабочих мест на каждом заводе, это технологии, побочная продукция химического производства. Это уже можно небольшой город построить, тысяч на 80 населения - город будущего, с современной инфраструктурой. Поэтому надо с Китаем говорить не столько о цене на газ, сколько об его совместной переработке у нас, о газификации самой Сибири (а это 65% территории страны, это 55% всех экспортных доходов!). Не только Китай, но и Европа – они спят и видят, как бы добиться снижения цены и зависимости от российского газа и нефти. И когда-нибудь добьются этого. Что тогда будем делать – ведь трубы-то уже построены? А у нас уже сегодня есть заводы, готовые перерабатывать газ, и производить из него высококачественную, востребованную как на внутреннем, так и на внешнем рынках, продукцию. Это, например, завод «Саянскхимпласт» в Саянске - у нас, в Иркутской области. Мы должны продавать газ в Китай в переработанном виде, готовыми продуктами типа полипропилена, пластмассовых труб и прочего. Сфера применения углеводородной продукции – полимерных материалов, синтетических волокон, пластификаторов и др. в наши дни настолько широка, что нет практически ни одной отрасли промышленности и социально-бытового сектора экономики, где бы они не использовались в качестве каких-либо изделий. Поэтому и Китай, и другие страны будут эту продукцию покупать у нас.

Да и самим нам эта продукция нужна. Мы как-то расчёт делали в нашем университете: производить обычную пластмассовую трубу в 22 раза выгоднее по прибыли, чем просто продавать газ! У металлических труб срок годности 20-30 лет, а пластмассовые - они сверхпрочные, они будут служить 100 лет. Они вытесняют постепенно металлические трубы. Давайте лучше эти трубы производить, и получать во много раз больше прибыли!

По моему мнению, надо уходить от практики строительства сырьевых трубопроводов. Первичное сырьё должно, в основном, перерабатываться на заводах внутри России, и продаваться уже по более высокой цене.

- А вообще возможны равноправные отношения с Китаем, с учётом его населения и экономического потенциала? Какими вообще Вы видите эти отношения в обозримом будущем? Не поглотит нас Китай?!

- Равноправные отношения с Китаем должны формироваться на условиях международного разделения труда, на кооперации. Китай уже давно заслужил репутацию одного из крупнейших экспортёров капитала. В настоящее время он находится на шестом месте в рейтинге стран – мировых инвесторов, оставив позади Великобританию и Канаду. У него на сегодняшний день сформирован один из крупнейших инвестиционных фондов в мире – China Investment Corp. с капиталом в 200 млрд. долларов! Поэтому необходимо предоставить Китаю (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке) возможность участвовать на льготных условиях в наших инфраструктурных проектах (строительство дорог, портов и т.д.), в строительстве жилья, в обустройстве социальной сферы.

Кроме того, необходимо учитывать огромный китайский рынок, который превосходит европейский. Мы можем органично завязать свою экономику на ускоренном росте внутреннего рынка Китая. В качестве специализации целесообразно выбрать технологии, которые выгоднее производить в России, учитывая её ресурсы и численность населения, развивая энергоёмкие и металлоёмкие производства (продукты переработки нефти, газа, металлов и т.д.). Например, делать тяжёлую технику из металла (цистерны, вагоны, трубы), транспортную технику (автомобили, локомотивы, тракторы, морские суда и платформы, самолёты), продукты из нефти и газа, и т.д. Можно совместно производить ту же самую пластмассовую трубу, и продавать всему миру! Трудоёмкие, трудозатратные же отрасли оставить за Китаем и другими густонаселёнными странами. Надо признавать очевидное - нам уже не догнать тот же Китай по легкой промышленности, по микроэлектронике, это факт.

А что касается «обозримого будущего», то, выстраивая наши отношения с Китаем, мы должны, на мой взгляд, учитывать опыт США и Канады, где интеграция и международное разделение труда дают серьезные экономические результаты. Этот формат отношений со своим северным соседом оказался для США более приемлемым, чем прямая аннексия Канады (как это было, например, с Мексикой, у которой Штаты отхватили Калифорнию). Правда, еще и сегодня в США на полном серьезе обсуждается такая возможность – силой присоединить к себе Канаду… Но, думаю, это только теоретические модели, которые никогда не реализуются.

- А что Вы можете сказать о Программе сотрудничества регионов Сибири и Дальнего Востока с Северо-Восточными провинциями Китая? К ней очень критически относятся, например, в интернете...

- Как бы кто к этой Программе не относился, но она подписана руководителями двух государств, и поэтому выполнять её придется в любом случае. Но, на мой взгляд, она нуждается в апгрейде, т.е. в обновлении, потому что в ней заложены такие пункты, которые, по сути, препятствуют её выполнению, поскольку не согласуются с интересами России, закрепляя за ней статус поставщика сырьевых ресурсов. Я не вижу, чтобы над ней работали серьезные ученые с опытом дальнесрочного комплексного территориального планирования. По ряду пунктов создается впечатление, что они просто «подсказаны» китайцами своим ближайшим дальневосточным соседям – краям и областям востока Российской Федерации. Навязав, таким образом, заведомо невыгодные для России условия, китайская сторона сама себе создала проблемы с реализацией Программы. Поэтому она должна согласиться с необходимостью обновления Программы сотрудничества, иначе вообще встанет вопрос о возможности её реализации. Причём, необходимо обеспечить комплексность Программы, а для этого нужно привлекать экономистов, экономгеографов. В Сибири необходимо создавать сеть научных организаций, которые бы обслуживали наши регионы – области, края, республики, а также наши хозяйственные организации, вырабатывая стратегию и тактику по углублению экономического сотрудничества, формируя информационный капитал на эту тему. В дальнейшем эти наработки должны использоваться и в целях выработки внешнеэкономической политики России на восточном направлении в целом. Нельзя ориентироваться только на выводы чиновников (не вседа владеющих инструментами экономического анализа), и тем более - на интересы и доводы олигархов! Они зачастую не совпадают с интересами России как государства.

- Насколько Вы согласны с мнением, что на сегодня только две сферы человеческой деятельности, в которых мы опережаем Китай – военно-техническая и научная?

- Пока это действительно так, но надо учесть, что Китай вкладывает и в науку, и в образование, и тем более в модернизацию армии, ну просто огромные деньги! И если сегодня, сейчас, в военно-техническом отношении, в принципе, мы почти на равных, даже выше, то буквально через три-четыре года, через пять лет Китай снизит закупки оружия в России до минимума. Уже и сегодня они отказались от целого ряда моделей военной техники, потому что клонировали – у нас, или в Европе, в США – технологии, и производят танки, самолеты сами. Каждая страна к этому стремится – не зависеть по вооружениям от других, но у Китая это получается лучше…. И здесь выход тоже в кооперации. Сейчас идут переговоры о совместном с Китаем производстве тяжелого вертолета, можно производить с ними и современные истребители. Надо находить такие формы сотрудничества, когда обеим странам будет выгодно. Почему мы европейским предприятиям продаём новые технологии, а Китаю нет - боимся?! Почему привлекаем в экономику, в науку, в Сколково и так далее, американские компании, а китайские - опасаемся?! Надо активнее идти на совместное научно-техническое сотрудничество с Китаем! Об этом говорилось на VI-м российско-китайском экономическом форуме в Пекине, где отмечалась актуальность создания специальных экономических зон, что позволит Китаю и России достигнуть прорыва во взаимных инвестициях, сконцентрировать двустороннее финансовое, товарное и энергетическое сотрудничество в районах этих зон, сделает двусторонние торгово-экономические связи еще более тесными.

- А в чем мы еще можем сотрудничать с Китаем? На чем, кроме поставок сырья, можно выигрывать от соседства с этой огромной соседней страной?

- Крайне перспективен для России такой аспект сотрудничества с Китаем, как экспорт образования! Например, в бюджете США третья, или четвертая статья по экспорту - это экспорт образовательных услуг. Американцы миллиарды долларов зарабатывают на самом экологически чистом продукте – интеллекте. За счет этого у них своя профессура работает, туда приезжают студенты, которые платят за учебу, тратят свои деньги на товары, на еду, на оплату жилья.

- А лучшие студенты потом остаются в США…

- Да, государство выбирает из них наиболее толковых, оставляет у себя. Я думаю, и нам с Китаем такую же надо продумать совместную политику по образованию. Высшее образование, особенно в государственных, проверенных университетах, в России хоть и подверглось экспериментам, но смогло сохранить наработанный научный багаж, знания, которые востребованы в Китае. Старшее, да и среднее тоже, поколение китайцев помнит и уважает наше образование, и готовы выбирать Россию для обучения своих детей и внуков. В России хотели бы обучаться многие, потому что известно - в фундаментальных науках, в таких как физика, химия, математика - мы впереди многих стран. При условии повышения уровня финансирования российской высшей школы нашим Минфином отдача от университетов в виде прямых и косвенных налогов возросла бы кратно.

- Но ведь сегодня проблема в том, что резко сократилось количество абитуриентов в наших ВУЗах! Кого учить-то?!

- Вот как раз поэтому нам и выгодно сотрудничество с Китаем! Сегодня Поднебесная превратилась в крупнейший в мире источник выпускников школ, абитуриентов. Её доля составляет 15%. За них борются многие страны! Поэтому России необходимо заключить межправительственное соглашение с Китаем по подготовке кадров разных уровней, а также поощрять индивидуальный въезд в Россию на обучение.

- А как обстоят дела у китайских абитуриентов с уровнем подготовки к обучению в российских ВУЗах, соответствует?

- Уровень подготовки китайских абитуриентов зачастую выше, чем у наших, особенно по естественным дисциплинам. По химии, по физике, по математике - они нисколько нашим не уступают. У них велико желание учиться, получать знания, многие из них хотят стать учеными, и я уверен, что станут. Это все результат того, что китайская средняя школа (да и высшая тоже, научная) формировалась на основе детального изучения опыта советского образования. Там, в Китае, советское образование, советская наука до сих пор являются идеалом. Поэтому и образование, и наука являются очень перспективным направлением сотрудничества с Китаем! БГУЭП твердо взял курс на подготовку китайских студентов. Цель себе поставили – набрать 2-3 тыс. китайских студентов-дневников. Мы не можем себе позволить, чтобы пустовали наши аудитории, не получали зарплату наши преподаватели (которые составляют наш «золотой фонд»), мы не хотим сокращать налоговые поступления от БГУЭПа в городской бюджет. «Демографическая яма» просто объективно нас заставляет заполнить аудитории если не нашими абитуриентами, студентами, то хотя бы китайскими.

- Но ведь говорят, что они, китайские студенты, не столько учатся, сколько, на самом деле, торгуют, прикрываясь студенческим билетом…

- Я считаю, что в нашей прессе искусственно эту тему драматизируют. Конечно, и среди китайских студентов бывают разные, но абсолютное их большинство приехали сюда реально учиться, хотя многие и пытаются подрабатывать на оплату обучения. С учетом того, что наши ВУЗы могут приносить государству реальный доход (порой сопоставимый с доходами от крупных предприятий), то очевидно - необходима государственная программа по привлечению китайских студентов к нам. Необходимо решить вопрос с нострификацией, то есть взаимным признанием дипломов, их и наших. В университете мы столкнулись с такой проблемой, когда китайцы стали нам свои школьные аттестаты предъявлять. Необходимо упростить эту схему! То мы жалуемся, что "мы отстаем от Китая", а когда бумаги надо признавать – то мы сразу такие великие, у нас лучшие стандарты…. Давайте истине в глаза смотреть – нынешнее китайское среднее образование ничуть не хуже нашего, я уже про это говорил.

- А как насчет общежитий для китайских студентов, с безопасностью, и так далее?

- Мы в БГУЭПЕ смогли обеспечить для них нормальные условия и безопасность. Но для того, чтобы обучать, как я уже говорил, 2-3 тысячи китайских студентов, а может быть - и больше, необходимо предпринимать кардинальные меры.

- Какие?

- Например, на базе Байкальского государственного университета экономики и права создать модельное современное научно-образовательное заведение, с кампусом где-нибудь за городом, поближе к Байкалу. А для этого необходимо, что бы наше государство предоставило ВУЗам финансовую самостоятельность и право пользоваться банковскими кредитами, снизило, насколько это возможно, налогообложение! Будь это так, то я бы начал формировать такой модельный ВУЗ на базе БГУЭП хоть со следующего года. Имея достаточно оборотных средств, мы могли бы значительно поднять зарплату нашим преподавателям, создать собственное опытное производство (где бы студенты получали практические навыки управления), а также научные подразделения. Поднялся бы и престиж российского высшего образования, и экономический «выхлоп» от него за счет выпуска более подготовленных специалистов. Сфера высшего образования, экспорт образовательных услуг – еще одно серьезное направление сотрудничества с Китаем, с другими странами, крайне выгодное нашей стране. Но у нас почему-то боятся того, чтобы государственные университеты, ВУЗы в целом стали самостоятельными, эффективно действующими рентабельными предприятиями, производящими, и продающими самый чистый в мире продукт – знания! А ведь мы эти кредиты очень быстро вернем назад за счет оплаты своей учебы студентами, в том числе и китайскими! Это и нашим банкам будет крайне выгодно – чтобы ВУЗы могли брать у них крупные кредиты!

Но есть еще одна проблема, серьёзно мешающая развитию экспорта образовательных услуг, которую самим ВУЗам не решить! Это наше миграционное законодательство, и его исполнение миграционными службами! В существующем виде это законодательство препятствует реализации государственной политике по привлечению в Россию квалифицированной рабочей силы, интеллектуального капитала в лице талантливых выпускников наших ВУЗов, порождает коррупцию среди тех «силовиков», которые «кормятся» от иностранцев на вокзалах, на рынках, на городских улицах. Деятельность миграционной службы должна быть нацелена на изучение реальной потребности в привлечении иностранной рабочей силы (но не в ущерб нашей собственной), на цивилизованное приглашение и оформление на работу, мониторинг своевременности выплаты мигрантами всех налогов, выявление нелегальных мигрантов, но цивилизованными методами. При этом у сотрудников миграционных служб следовало бы снять погоны (итак уже половина госслужащих ходит в погонах!) и отобрать автоматы, у нас и без них людей с оружием хватает, есть кому выдворять нелегалов из России!

Наличие погонов и автоматов Калашникова, ночные облавы - это ведь не о бдительности говорит, а о слабости соответствующих государственных структур, не способных обеспечить контроль цивилизованными методами. Как бы ни хотелось нам - России в целом, обойтись без мигрантов (чтобы избежать дополнительных проблем, особенно в будущем), но это же очевидно, что нам не хватает рабочих рук, что нам необходим привлеченный интеллектуальный капитал – в лице как студентов, так и научной интеллигенции. А пока их в грязь лицом, под дулами автоматов, то кто приличный к нам поедет? Только голытьба, привыкшая к унижениям…. Посмотрите, ведь у нас если полицейский патруль увидел иностранца, то, если даже тот не делает ничего противозаконного, то все равно остановят, спросят документы! Могут задержать часа на три, и при этом никакого протокола никто не составляет!

По крайней мере, студентам необходимо предоставить свободу передвижения и возможность быстрого оформления виз, право приглашать родственников, обеспечить безопасность пребывания в стране, и т. д. Мы же, когда приезжаем в Китай, вообще за рубеж, обычно перемещаемся по всей территории страны, и без всякой регистрации!

- Михаил Алексеевич, а почему бы на базе БГУЭПа не создать академический научно-исследовательский центр со специализацией на ближайших наших соседях – Монголии и Китае?

- Действительно, мы планируем создать у себя Институт Современной Азии с упором на изучении экономики и права Китая и Монголии с целью изучения их рынка, законов, тенденций развития. У нашего университета накоплен солидный информационный капитал об этих странах в форме дипломных, кандидатских и докторских работ, материалов научных конференций. Уже сегодня на их основе мы можем готовить, и готовим, рекомендации, справки для предприятий, хозяйствующих субъектов. Но хотелось бы, чтобы и региональная власть, государство в целом, планировали свою деятельность и политику в отношении этих стран, опираясь на научные разработки, на долгосрочные планы, а не по наитию - в соответствии с текущим моментом, в интересах монополий.
Ведь не секрет, что китайцы о нас, о нашей ситуации знают намного больше, чем мы о них! И успешно применяют эти знания в среднесрочном и перспективном планировании своей «российской» политики. Наш институт должен стать международным информационным центром, с привлечением ученых и исследователей как из России, так и из Китая и Монголии. А может быть, и с привлечением не только ученых, но и денежных средств….

- А что бы Вы вообще думаете о «восточной политике» России?

- Я вот что хочу сказать: на протяжении последних пяти веков Россия постоянно стремилась в Европу. Мы всё время стучимся, стучимся и стучимся в Европу, а они – германцы и англо-саксы – как держали нас на расстоянии, так и стараются недопустить, и как они стремились децентрализовать Россию, и ослабить её мощь – так это и остаётся. Россия должна реально развернуться лицом на Восток. И это тоже будет важнейшим шагом в модернизации России, её внешней политики. А главный фактор на Востоке, в Азии, это, конечно, Китай. Китай – наш прямой сосед, с ним у нас почти 4000 км общей границы! Это, лет через 20, лидер мировой экономики.

Помимо Китая, важнейшим фактором в Азии (из числа жизненно важных для России) является Монголия. Монголия, пожалуй, единственная страна, кровно заинтересованная в росте могущества России, она наш самый близкий союзник на протяжении последних 100 лет. Сегодня эта страна, из-за ослабления России, ищет дополнительную опору в т.н. «третьем соседе», то есть в США, в Европе, других странах. Монголия занимает важнейшее геополитическое положение в сердце Азии. И от того, какая ситуация в Монголии, многое зависит. Ведь если там, также как в Киргизии и в Узбекистане, появятся сейчас геополитические противники России и Китая, то они будут изнутри подрывать всю нашу безопасность! Поэтому недооценивать необходимости укрепления отношения с Монголией ни в коем случае нельзя, особенно в контексте сотрудничества с Китаем. Создавая свой Институт Современной Азии, мы хотим внести и наш вклад в формирование российской «восточной» политики.

- Михаил Алексеевич, я очень надеюсь, что Ваши подходы, Ваш взгляд на формирование наших связей с Китаем, будут приняты во внимание теми, кто формирует нашу политику в отношении нашего великого южного соседа!

- Мне бы тоже этого хотелось, спасибо!

 

Владимир Бережных

Журнал "Россия и Китай" № 6, 2012 год