Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Телефония для Вашего бизнеса. Подключение телефона в офис, организация междугородной и международной связи, комплексная телефонизация филиальной сети.

Новости, статьи

Телескоп на астрофизическом полигоне ИГУ зафиксировал далекий взрыв в космосе

4 марта 2014 г. орбитальная гамма-обсерватория «Свифт» зафиксировала всплеск космического гамма-излучения, получивший обозначение GRB140304А. Сигнал со спутника был принят телескопом-роботом сети «МАСТЕР», установленным на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине.

Спустя 23 секунды после получения сигнала телескоп «МАСТЕР» уже был автоматически наведен на нужную точку на небе и начал съемки в оптическом диапазоне. С момента обнаружения нового источника излучения на небе детекторами «Свифта» прошло всего 84 секунды.

Видимая звездная величина объекта составила 16,5, что почти в 20 тысяч раз меньше, чем у самой слабой звезды, которую можно увидеть невооруженным глазом.

- Таким образом, телескоп в Тункинской долине оказался первым в мире телескопом, который зафиксировал слабый свет от далекого космического взрыва, - подчеркнул директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.

К исследованиям подключились крупные инструменты. Спустя 8 часов самый большой в мире оптический телескоп Gran Telescopio Canarias с диаметром оптики 10,4 метра, установленный на вершине вулкана Мучачос на острове Ла-Пальма (Канарский архипелаг), получил спектр нового оптического источника. Его изучение привело к поразительному выводу: расстояние до источника составило 12 миллиардов световых лет!

За всю историю гамма-наблюдений расстояния до гамма-источников удалось определить только в 350 случаях. Открытый телескопом на иркутском полигоне объект оказался на двенадцатом месте из 350 по удалению: лишь 11 всплесков оказались еще дальше.

- Свет от древнего источника шел к нам 12 миллиардов лет, - сказал Сергей Язев. - Подавляющего большинства звезд и галактик тогда еще не существовало. Во всей Вселенной в те времена еще не было ни одной планеты. И только через 8 миллиардов лет после обнаруженного всплеск сформировалась Солнечная система вместе с Землей!

В настоящее время крупнейшие телескопы мира продолжают изучение нового объекта на краю видимой части Вселенной.

Открытие оптического излучения от взрыва древней звезды в очередной раз подтвердило высокий потенциал системы телескопов-роботов «МАСТЕР», которая создана и успешно работает в России. В проекте участвуют Московский, Екатеринбургский и Иркутский государственные университеты, Благовещенский педагогический университет, Пулковская астрономическая обсерватория, а также обсерватория университета Сан-Хуан (Аргентина). Высокая прозрачность воздуха в Тункинской долине позволяет успешно проводить уникальные наблюдения. Техническое обеспечение работы Тункинского телескопа ведут сотрудники Иркутского государственного университета.

На Байкал