Город Черемхово
Автор пьесы "Любовь и голуби", черемховец Владимир Гуркин прославил город Черемхово. В настоящее время Черемхово один из крупнейших индустриальных центров Восточной Сибири.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Сведения


Мы пишем

Из истории города Черемхово

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов


Своим появлением Черемхово обязано Московскому гужевому тракту, который был проложен через Сибирь до Иркутска в середине XVIII в.* Именно тогда, в 1743 г., в красивой, заросшей чере­мухой местности у истока небольшой речки была поставлена ямщицкая изба, давшая начало Черемховской слободе — селению ямщиков у по­чтового тракта.

Полноправным поселением при почтовой станции на Московском тракте слобода стала в 1772 г. В то время весь тракт был поделен на участки — почтовые дороги. Черемховская почтовая дорога имела про­тяженность около 20 верст.

Во второй половине XIX в. вблизи села обнаружили первые за­лежи каменного угля. Однако их разработка была начата только с приходом в район железной дороги. Уже в период ее прокладки Че­ремхово стало опорным пунктом строителей. С началом регулярных железнодорожных перевозок (в конце 1890-х гг.) здесь открыли станцию и назвали ее Черемхово.

Железная дорога открыла для черемховского угля новые, ранее недоступные рынки сбыта и сама явилась крупным потребителем то­плива. Уголь стали активно использовать для парового флота, который быстро развивался на Ангаре и Байкале. Он также отправлялся бар­жами по Ангаре через ближайший порт Макарьево (Свирск) в район старого Братска на Николаевский и Лучихинский железоделательные заводы, а также на солеваренный завод в Усолье. Вблизи Черемхово в 1896 г. заложили первую крупную по тем временам шахту.

В период столыпинской аграрной реформы в Черемхово действо­вал пункт Переселенческого управления, принимавший крестьян из Европейской части страны и направлявший их для расселения и освое­ния земель в окрестные села. Поэтому в районе быстро развивалось сельское хозяйство, и вскоре со станции Черемхово кроме угля стали отправлять сельскохозяйственные грузы.

Но особенно быстро развивалась угледобывающая промышлен­ность. Если в конце XIX в. вблизи Черемхово действовало всего одно угледобывающее предприятие (где работали 189 горнорабочих), да­вавшее 20 тыс. т угля в год, то к 1906 г. насчитывалось около 90 шахт и копей (5 тыс. горнорабочих) с ежегодным объемом добычи 1 млн т. Выработка на одного рабочего достигала 200 т угля в год.

Таких высоких темпов роста угледобычи не знал ни один уголь­ный бассейн Российской империи. За восемь лет она выросла в 53 (!) раза. Донецкий бассейн, имевший гораздо более оснащенную базу, за этот же период увеличил объем добычи всего в три раза. По темпам развития Черемховский углепромышленный район в начале XX в. об­гонял даже Кузбасс, у которого к тому времени был уже полувековой опыт угледобычи.

Одновременно с увеличением угледобычи при шахтах и уголь­ных копях в окрестностях Черемхово создавались и росли небольшие рабочие поселки.

В те годы в угольной про­мышленности, как и в других базовых отраслях губернии, происходили структурные пре­образования, способствовав­шие объединению разрознен­ных производителей, концен­трации ресурсов и капитала в целях скорейшей модернизации отрасли. На копях устанавли­вались электрические насосы для откачки воды и электри-ческие лебедки для подъема грузов. Сооружались специальные при­способления для подземной откатки угля. Прокладывались подъездные пути с паровой и электрической тягой. Строились механизированные эстакады для загрузки угля в вагоны. Механизация угледобычи по­требовала большого количества электроэнергии, и в Черемхово быстро построили тепловую электростанцию, работавшую на местном угле. Ее электроэнергия использовалась также для освещения поселков горняков.

Вокруг крупных угледобывающих предприятий быстро строились рабочие поселки и кварталы домов для служащих. Появлялись магази­ны, больницы, школы. Развивалась инфраструктура и благоустраива­лась территория. Так, управляющие Гришевскими копями на средства акционеров создали новый железнодорожный узел и открыли станцию Гришево, выстроили добротный поселок с социальными объектами, разбили на английский манер парк с чудесными аллеями, фонтанами, каналами и ажурными мостиками. Привезенные диковинные кусты и деревья украшали сад вплоть до 1950-х гг. (До нашего времени сохра­нить эту уникальную парковую архитектуру начала XX в. не удалось.)

Модернизация отрасли и решение социальных вопросов способ­ствовали росту производительности труда. Перед революцией средняя выработка горнорабочего в Черемхово на 38 % превышала аналогичный показатель в Донбассе и была сопоставима с выработкой на угольных копях Франции. Уже с 1913 г. черемховский уголь вместе с кузнецким стал теснить с Урала и даже со Среднего Поволжья донецкий уголь.

Для обслуживания угольных копий были созданы механические мастерские, преобразованные в 1904 г. в достаточно крупный для того времени машиностроительный завод (на этом заводе в 1924 г. выступал «всесоюзный староста» М.И. Калинин, в 1941 г. сюда был эвакуирован завод им. К. Маркса).

Черемхово все более приобретало промышленный облик и пре­вращалось в центр крупного углепромышленного района страны. Не случайно поэтому его жители обратились с ходатайством к властям о преобразовании села в город с условием сохранения за крестьянами земельных и лесных наделов. Эту инициативу в 1915 г. поддержала губернская власть, и соответствующий запрос был направлен в прави­тельство. Но только через три года, в июле 1917-го, возглавлявший тогда Временное правительство России князь Львов подписал постановление, согласно которому село Черемхово в числе 40 прочих населенных пун­ктов страны (включая соседнее село Зима) получило городской статус.

В послереволюционный пе­риод добыча угля резко сократи­лась, и в 1925 г. составляла только 15 % к уровню 1917 г. (рис. 8). Ко­ренная реконструкция черемхов-ской углепромышленности возоб­новилась лишь в 1930-х гг., когда приступили к постепенному обнов­лению устаревшего горнопроход­ческого оборудования. Построили крупную шахту им. СМ. Кирова, новую мощную ТЭЦ, организова­ли открытую разработку угля на Храмцовской площади.

Уже в послевоенное время была проведена детальная доразвед-ка Черемховского месторождения, которая подтвердила целесообраз­ность вложения значительных финансовых ресурсов в его дальнейшее освоение. Здесь были созданы два крупных разреза — Храмцовский и Черемховский. Возникла и стала быстро развиваться новая для региона отрасль — углеобогащение. Были построены и введены в действие две обогатительные фабрики — Храмцовская и Новогришинская.

Начиная с 1950-х гг. увеличение объемов угледобычи проис­ходило главным образом за счет глубокой модернизации производства. Основной прирост достигался вследствие быстрого развития наиболее прогрессивного и экономически эффективного открытого способа раз­работки. Были созданы новые крупные разрезы —  Сафроновский иАртемовский. Существенно увеличены мощности уже действовавшего Храмцовского разреза. Начали применяться мощные экскаваторы и землеройные машины, что резко повысило производительность труда. Новая высокопроизводительная техника позволила перейти к так на­зываемому бестранспортному вскрытию угольных пластов, на порядок снизила себестоимость угледобычи.

Если в 1940 г. на долю угля, добываемого открытым способом, приходилось только 10 % всего черембасского угля, то в 1950 г. его доля возросла до 23 %, в 1960 г. — до 50 %, в 1970 г. — до 82 %. На­чиная с 1980-х гг. весь уголь стал добываться открытым способом, а годовая выработка на одного рабочего достигла 5-6 тыс. т, что заметно превышало среднеотраслевой уровень.

Черембасс всегда входил в число ведущих угольных районов стра­ны. Он являлся экспериментальной площадкой для испытаний мощной техники и внедрения новейших технологий. Сюда не раз приезжали перенимать опыт участники всесоюзных совещаний по развитию от­крытой разработки угольных месторождений в СССР. Успехами черем-ховских горняков гордилась страна, им удивлялся весь мир. Диорама Сафроновского разреза с крупнейшим для того времени экскаватором демонстрировалась как основной экспонат на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в японском городе Осако. Не случайно черемховский уголь долгое время (до начала 2000-х гг.) экспортировался в Японию. Черембасс стал одним из круп­нейших центров угледобычи на восто­ке страны. И хотя Черемхово с гордо­стью называли городом угольщиков, вместе с угледобычей здесь также успешно развивались другие отрасли промышленности — машиностроение и приборостроение, промышленность строительных материалов, химиче­ская, легкая и пищевая отрасли.

Так, машиностроение занимало второе место в экономике города. Эта отрасль возникла и развивалась одновременно с угольной промыш­ленностью и была представлена не­сколькими достаточно известными предприятиями, среди которых вы­делялся машиностроительный завод. Кроме него действовали крупные мастерские по ремонту угледобываю­щего и транспортного оборудования, авторемонтный завод, электротехни­ческие производства.

В Черемхово был построен завод радиоаппаратуры, и началось оснащение его современным оборудованием. С пуском данного пред­приятия в городе появлялась инновационная отрасль — приборострое­ние, которая впоследствии, с возможным сокращением сырьевой спе­циализации Черемхово, могла бы взять на себя часть градообразующей нагрузки (из-за распада СССР завод в эксплуатацию так и не ввели).

Химическая промышленность была представлена предприятием «Химик», производящим лакокрасочную продукцию, олифу и цинковые белила, изделия из стекла и пластмасс.

Быстро развивалась промышленность строительных материалов. Наращивали объемы производства кирпично-черепичный, асфальтобе­тонный и картонно-рубероидный заводы, был построен завод ЖБИ, планировалось создание современных цементного и кирпичного про­изводств.

Успешно решались социальные проблемы. На угледобывающих предприятиях работали в основном мужчины. Для обеспечения ген-дерной занятости (рабочих мест для женщин) в Черемхово был специ­ально построен цех слюдяной фабрики (филиал Иркутской слюдяной фабрики), организовано швейное производство (подразделение усоль-ской фабрики «Ревтруд») и создана крупнейшая в Восточной Сибири чулочно-носочная фабрика. Эти производства были оснащены самым современным для того времени оборудованием и выпускали продукцию, востребованную жителями Иркутской области и соседних регионов. Часть ее поставлялась в дружественные СССР страны.

Большое развитие в городе получила пищевая промышленность. Действовали мясной и мукомольный комбинаты, пивоваренный, хлеб­ный и молочный заводы. Эти предприятия удовлетворяли потребитель­ский спрос жителей Черемхово и близлежащих поселков. Сырье для пищевой промышленности поступало с сельскохозяйственных пред­приятий Черемховского и других районов области.

К началу перестройки город имел заслуженную репутацию совре­менного промышленного города. Он выполнял роль северо-западного индустриального форпоста Иркутско-Черемховской промышленной зоны, крупнейшей в Сибири и на Дальнем Востоке.

Город дал стране многих известных людей. Среди них работ­ник шахты № 5 Александр Владимирович Власов, ставший первым секретарем Чечено-Ингушского (1975—1984), а позже Ростовского (1984-1986) ОК КПСС. Затем он занимал посты министра внутренних дел СССР (1986-1988) и Председателя Совета Министров РСФСР (1988-1990). В звании генерал-полковника он стал организатором соз­дания легендарного ОМОНа. На съезде народных депутатов РСФСР его кандидатуру выдвигали на должность Председателя Верховного Совета РСФСР, но он уступил Б.Н. Ельцину с разницей в 68 голосов.

Не менее известным черемховцем является Михаил Иванович Щадов, окончивший после войны Черемховский горный техникум и на­чавший свой трудовой путь рядовым механиком на одной из шахт треста «Черемховуголь». В 1976 г. он возглавил крупнейшее на востоке страны производственное объединение по добыче угля «Востсибуголь», а через девять лет, в 1985 г., стал министром угольной промышленности СССР.

Черемховцы помнят и чтят память Владимира Павловича Гурки-на, драматурга и сценариста, члена Союза писателей России и почетного гражданина города Черемхово. Его творчество известно россиянам по фильму «Любовь и голуби». Список известных черемховцев можно продолжить.

В период перестройки и реформ город начал сдавать свои по­зиции. Закрывались крупные предприятия. Были безвозвратно утра­чены завод ЖБИ, чулочно-носочная, мебельная, швейная и слюдяная фабрики, картонно-рубероидный завод, завод радиоаппаратуры и ряд других предприятий.

Черемховский уголь вдруг стал не нужен энергетикам Приангарья (его стали закупать в соседних регионах). Из угольной отрасли былоуволено более 3 тыс. высококвалифицированных рабочих и специали­стов — профессионалов своего дела. Были разобраны и проданы на металлолом горнотранспортное и горно-обогатительное оборудование, подъездные пути к станциям. Мастера высокого класса, механизаторы горных участков и обогатительных фабрик остались не у дел.

Выросла безработица. Более 10 тыс. специалистов разных от­раслей покинуло город в поисках лучшей доли. Уровень жизни черем-ховцев существенно снизился. Кризис в промышленности и экономике сократил возможности местного бюджета. Начался развал системы городского жизнеобеспечения.

К городу Черемхово все чаще стали применять слова «депрессив­ный» и «неперспективный». Дело дошло до того, что в одной из про­грамм, разработанных по заданию администрации Иркутской области, Черемхово обозначили как неперспективный город, жители которого «подлежат переселению».

После избрания мэром Черемхово В.А.Семенова и с приходом в администрацию команды его единомышленников началась систем­ная напряженная работа, направленная на постепенное возрождение социально-экономического потенциала города.

*  Гужевой тракт для перевозки почты, грузов и пассажиров был проложен через Сибирь в 1741-1761 гг.

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved