Город Черемхово
Автор пьесы "Любовь и голуби", черемховец Владимир Гуркин прославил город Черемхово. В настоящее время Черемхово один из крупнейших индустриальных центров Восточной Сибири.

Видеокомфорт. Сервис облачного видеонаблюдения. Минимальные затраты на инфраструктуру.
Вход

Сведения


Мы пишем

Из истории города Черемхово

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов


Своим появлением Черемхово обязано Московскому гужевому тракту, который был проложен через Сибирь до Иркутска в середине XVIII в.* Именно тогда, в 1743 г., в красивой, заросшей чере­мухой местности у истока небольшой речки была поставлена ямщицкая изба, давшая начало Черемховской слободе — селению ямщиков у по­чтового тракта.

Полноправным поселением при почтовой станции на Московском тракте слобода стала в 1772 г. В то время весь тракт был поделен на участки — почтовые дороги. Черемховская почтовая дорога имела про­тяженность около 20 верст.

Во второй половине XIX в. вблизи села обнаружили первые за­лежи каменного угля. Однако их разработка была начата только с приходом в район железной дороги. Уже в период ее прокладки Че­ремхово стало опорным пунктом строителей. С началом регулярных железнодорожных перевозок (в конце 1890-х гг.) здесь открыли станцию и назвали ее Черемхово.

Железная дорога открыла для черемховского угля новые, ранее недоступные рынки сбыта и сама явилась крупным потребителем то­плива. Уголь стали активно использовать для парового флота, который быстро развивался на Ангаре и Байкале. Он также отправлялся бар­жами по Ангаре через ближайший порт Макарьево (Свирск) в район старого Братска на Николаевский и Лучихинский железоделательные заводы, а также на солеваренный завод в Усолье. Вблизи Черемхово в 1896 г. заложили первую крупную по тем временам шахту.

В период столыпинской аграрной реформы в Черемхово действо­вал пункт Переселенческого управления, принимавший крестьян из Европейской части страны и направлявший их для расселения и освое­ния земель в окрестные села. Поэтому в районе быстро развивалось сельское хозяйство, и вскоре со станции Черемхово кроме угля стали отправлять сельскохозяйственные грузы.

Но особенно быстро развивалась угледобывающая промышлен­ность. Если в конце XIX в. вблизи Черемхово действовало всего одно угледобывающее предприятие (где работали 189 горнорабочих), да­вавшее 20 тыс. т угля в год, то к 1906 г. насчитывалось около 90 шахт и копей (5 тыс. горнорабочих) с ежегодным объемом добычи 1 млн т. Выработка на одного рабочего достигала 200 т угля в год.

Таких высоких темпов роста угледобычи не знал ни один уголь­ный бассейн Российской империи. За восемь лет она выросла в 53 (!) раза. Донецкий бассейн, имевший гораздо более оснащенную базу, за этот же период увеличил объем добычи всего в три раза. По темпам развития Черемховский углепромышленный район в начале XX в. об­гонял даже Кузбасс, у которого к тому времени был уже полувековой опыт угледобычи.

Одновременно с увеличением угледобычи при шахтах и уголь­ных копях в окрестностях Черемхово создавались и росли небольшие рабочие поселки.

В те годы в угольной про­мышленности, как и в других базовых отраслях губернии, происходили структурные пре­образования, способствовав­шие объединению разрознен­ных производителей, концен­трации ресурсов и капитала в целях скорейшей модернизации отрасли. На копях устанавли­вались электрические насосы для откачки воды и электри-ческие лебедки для подъема грузов. Сооружались специальные при­способления для подземной откатки угля. Прокладывались подъездные пути с паровой и электрической тягой. Строились механизированные эстакады для загрузки угля в вагоны. Механизация угледобычи по­требовала большого количества электроэнергии, и в Черемхово быстро построили тепловую электростанцию, работавшую на местном угле. Ее электроэнергия использовалась также для освещения поселков горняков.

Вокруг крупных угледобывающих предприятий быстро строились рабочие поселки и кварталы домов для служащих. Появлялись магази­ны, больницы, школы. Развивалась инфраструктура и благоустраива­лась территория. Так, управляющие Гришевскими копями на средства акционеров создали новый железнодорожный узел и открыли станцию Гришево, выстроили добротный поселок с социальными объектами, разбили на английский манер парк с чудесными аллеями, фонтанами, каналами и ажурными мостиками. Привезенные диковинные кусты и деревья украшали сад вплоть до 1950-х гг. (До нашего времени сохра­нить эту уникальную парковую архитектуру начала XX в. не удалось.)

Модернизация отрасли и решение социальных вопросов способ­ствовали росту производительности труда. Перед революцией средняя выработка горнорабочего в Черемхово на 38 % превышала аналогичный показатель в Донбассе и была сопоставима с выработкой на угольных копях Франции. Уже с 1913 г. черемховский уголь вместе с кузнецким стал теснить с Урала и даже со Среднего Поволжья донецкий уголь.

Для обслуживания угольных копий были созданы механические мастерские, преобразованные в 1904 г. в достаточно крупный для того времени машиностроительный завод (на этом заводе в 1924 г. выступал «всесоюзный староста» М.И. Калинин, в 1941 г. сюда был эвакуирован завод им. К. Маркса).

Черемхово все более приобретало промышленный облик и пре­вращалось в центр крупного углепромышленного района страны. Не случайно поэтому его жители обратились с ходатайством к властям о преобразовании села в город с условием сохранения за крестьянами земельных и лесных наделов. Эту инициативу в 1915 г. поддержала губернская власть, и соответствующий запрос был направлен в прави­тельство. Но только через три года, в июле 1917-го, возглавлявший тогда Временное правительство России князь Львов подписал постановление, согласно которому село Черемхово в числе 40 прочих населенных пун­ктов страны (включая соседнее село Зима) получило городской статус.

В послереволюционный пе­риод добыча угля резко сократи­лась, и в 1925 г. составляла только 15 % к уровню 1917 г. (рис. 8). Ко­ренная реконструкция черемхов-ской углепромышленности возоб­новилась лишь в 1930-х гг., когда приступили к постепенному обнов­лению устаревшего горнопроход­ческого оборудования. Построили крупную шахту им. СМ. Кирова, новую мощную ТЭЦ, организова­ли открытую разработку угля на Храмцовской площади.

Уже в послевоенное время была проведена детальная доразвед-ка Черемховского месторождения, которая подтвердила целесообраз­ность вложения значительных финансовых ресурсов в его дальнейшее освоение. Здесь были созданы два крупных разреза — Храмцовский и Черемховский. Возникла и стала быстро развиваться новая для региона отрасль — углеобогащение. Были построены и введены в действие две обогатительные фабрики — Храмцовская и Новогришинская.

Начиная с 1950-х гг. увеличение объемов угледобычи проис­ходило главным образом за счет глубокой модернизации производства. Основной прирост достигался вследствие быстрого развития наиболее прогрессивного и экономически эффективного открытого способа раз­работки. Были созданы новые крупные разрезы —  Сафроновский иАртемовский. Существенно увеличены мощности уже действовавшего Храмцовского разреза. Начали применяться мощные экскаваторы и землеройные машины, что резко повысило производительность труда. Новая высокопроизводительная техника позволила перейти к так на­зываемому бестранспортному вскрытию угольных пластов, на порядок снизила себестоимость угледобычи.

Если в 1940 г. на долю угля, добываемого открытым способом, приходилось только 10 % всего черембасского угля, то в 1950 г. его доля возросла до 23 %, в 1960 г. — до 50 %, в 1970 г. — до 82 %. На­чиная с 1980-х гг. весь уголь стал добываться открытым способом, а годовая выработка на одного рабочего достигла 5-6 тыс. т, что заметно превышало среднеотраслевой уровень.

Черембасс всегда входил в число ведущих угольных районов стра­ны. Он являлся экспериментальной площадкой для испытаний мощной техники и внедрения новейших технологий. Сюда не раз приезжали перенимать опыт участники всесоюзных совещаний по развитию от­крытой разработки угольных месторождений в СССР. Успехами черем-ховских горняков гордилась страна, им удивлялся весь мир. Диорама Сафроновского разреза с крупнейшим для того времени экскаватором демонстрировалась как основной экспонат на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в японском городе Осако. Не случайно черемховский уголь долгое время (до начала 2000-х гг.) экспортировался в Японию. Черембасс стал одним из круп­нейших центров угледобычи на восто­ке страны. И хотя Черемхово с гордо­стью называли городом угольщиков, вместе с угледобычей здесь также успешно развивались другие отрасли промышленности — машиностроение и приборостроение, промышленность строительных материалов, химиче­ская, легкая и пищевая отрасли.

Так, машиностроение занимало второе место в экономике города. Эта отрасль возникла и развивалась одновременно с угольной промыш­ленностью и была представлена не­сколькими достаточно известными предприятиями, среди которых вы­делялся машиностроительный завод. Кроме него действовали крупные мастерские по ремонту угледобываю­щего и транспортного оборудования, авторемонтный завод, электротехни­ческие производства.

В Черемхово был построен завод радиоаппаратуры, и началось оснащение его современным оборудованием. С пуском данного пред­приятия в городе появлялась инновационная отрасль — приборострое­ние, которая впоследствии, с возможным сокращением сырьевой спе­циализации Черемхово, могла бы взять на себя часть градообразующей нагрузки (из-за распада СССР завод в эксплуатацию так и не ввели).

Химическая промышленность была представлена предприятием «Химик», производящим лакокрасочную продукцию, олифу и цинковые белила, изделия из стекла и пластмасс.

Быстро развивалась промышленность строительных материалов. Наращивали объемы производства кирпично-черепичный, асфальтобе­тонный и картонно-рубероидный заводы, был построен завод ЖБИ, планировалось создание современных цементного и кирпичного про­изводств.

Успешно решались социальные проблемы. На угледобывающих предприятиях работали в основном мужчины. Для обеспечения ген-дерной занятости (рабочих мест для женщин) в Черемхово был специ­ально построен цех слюдяной фабрики (филиал Иркутской слюдяной фабрики), организовано швейное производство (подразделение усоль-ской фабрики «Ревтруд») и создана крупнейшая в Восточной Сибири чулочно-носочная фабрика. Эти производства были оснащены самым современным для того времени оборудованием и выпускали продукцию, востребованную жителями Иркутской области и соседних регионов. Часть ее поставлялась в дружественные СССР страны.

Большое развитие в городе получила пищевая промышленность. Действовали мясной и мукомольный комбинаты, пивоваренный, хлеб­ный и молочный заводы. Эти предприятия удовлетворяли потребитель­ский спрос жителей Черемхово и близлежащих поселков. Сырье для пищевой промышленности поступало с сельскохозяйственных пред­приятий Черемховского и других районов области.

К началу перестройки город имел заслуженную репутацию совре­менного промышленного города. Он выполнял роль северо-западного индустриального форпоста Иркутско-Черемховской промышленной зоны, крупнейшей в Сибири и на Дальнем Востоке.

Город дал стране многих известных людей. Среди них работ­ник шахты № 5 Александр Владимирович Власов, ставший первым секретарем Чечено-Ингушского (1975—1984), а позже Ростовского (1984-1986) ОК КПСС. Затем он занимал посты министра внутренних дел СССР (1986-1988) и Председателя Совета Министров РСФСР (1988-1990). В звании генерал-полковника он стал организатором соз­дания легендарного ОМОНа. На съезде народных депутатов РСФСР его кандидатуру выдвигали на должность Председателя Верховного Совета РСФСР, но он уступил Б.Н. Ельцину с разницей в 68 голосов.

Не менее известным черемховцем является Михаил Иванович Щадов, окончивший после войны Черемховский горный техникум и на­чавший свой трудовой путь рядовым механиком на одной из шахт треста «Черемховуголь». В 1976 г. он возглавил крупнейшее на востоке страны производственное объединение по добыче угля «Востсибуголь», а через девять лет, в 1985 г., стал министром угольной промышленности СССР.

Черемховцы помнят и чтят память Владимира Павловича Гурки-на, драматурга и сценариста, члена Союза писателей России и почетного гражданина города Черемхово. Его творчество известно россиянам по фильму «Любовь и голуби». Список известных черемховцев можно продолжить.

В период перестройки и реформ город начал сдавать свои по­зиции. Закрывались крупные предприятия. Были безвозвратно утра­чены завод ЖБИ, чулочно-носочная, мебельная, швейная и слюдяная фабрики, картонно-рубероидный завод, завод радиоаппаратуры и ряд других предприятий.

Черемховский уголь вдруг стал не нужен энергетикам Приангарья (его стали закупать в соседних регионах). Из угольной отрасли былоуволено более 3 тыс. высококвалифицированных рабочих и специали­стов — профессионалов своего дела. Были разобраны и проданы на металлолом горнотранспортное и горно-обогатительное оборудование, подъездные пути к станциям. Мастера высокого класса, механизаторы горных участков и обогатительных фабрик остались не у дел.

Выросла безработица. Более 10 тыс. специалистов разных от­раслей покинуло город в поисках лучшей доли. Уровень жизни черем-ховцев существенно снизился. Кризис в промышленности и экономике сократил возможности местного бюджета. Начался развал системы городского жизнеобеспечения.

К городу Черемхово все чаще стали применять слова «депрессив­ный» и «неперспективный». Дело дошло до того, что в одной из про­грамм, разработанных по заданию администрации Иркутской области, Черемхово обозначили как неперспективный город, жители которого «подлежат переселению».

После избрания мэром Черемхово В.А.Семенова и с приходом в администрацию команды его единомышленников началась систем­ная напряженная работа, направленная на постепенное возрождение социально-экономического потенциала города.

*  Гужевой тракт для перевозки почты, грузов и пассажиров был проложен через Сибирь в 1741-1761 гг.

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved