Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Интервью с Ольгой Павловой руководителем компании «Дом архитектуры и дизайна» (Иркутск)

На ее письменном столе стопки эскизов, карандаши всех цветов радуги, кисти и краски… Она рисует мир, в который мы с вами потом попадаем, она создает то пространство, в котором кто-то из нас живет, кто-то обедает или совершает покупки… Гость нашего номера — Ольга Павлова, архитектор, руководитель компании «Дом архитектуры и дизайна».

Ольга Николаевна Павлова

Ольга Павлова

Ольга Павлова

Руководитель компании «Дом архитектуры и дизайна» Ольга Николаевна Павлова

Дом архитектуры и дизайна

«Дом архитектуры и дизайна», руководитель Ольга Павлова

Ольга Николаевна Павлова

Ольга Николаевна Павлова

Ольга Николаевна, расскажите немного о себе. Почему Вы пошли учиться на архитектора?

Я, когда еще училась в школе, мечтала, что обязательно построю свой дом! Хотелось непременно самой его спроектировать. Поэтому и пришла к выводу, что для этого сначала нужно хотя бы получить образование.

Может быть, мое желание было связано с тем, что в то время жилищные условия были не совсем комфортные, и хотелось создать уютное и удобное жилье для себя, родителей и своих детей. Вот такой был изначальный посыл…

А потом, после университета как складывалась карьера?

Сначала я год проработала по специальности в проектном институте… Потом был опыт работы в рекламном бизнесе, из которого буквально сбежала — на тот период это была просто возможность заработать, но совсем не для души и не для самореализации. А потом стало поступать все больше заказов на разработку интерьера, и я полностью ушла из рекламной сферы.

Около десяти лет я работала как частный предприниматель. Мои заказчики «передавали меня из рук в руки», рекомендовали друзьям и знакомым… Я работала в основном по рекомендациям.

Почему же Вы все-таки решились создать свою компанию?

На самом деле, почему я долго не решалась открыть свое предприятие? Мне было просто страшно. Женщина в бизнесе — это так серьезно. К тому же, ответственность перед семьей — у меня две дочки. Пока они подросли. Младшей сейчас всего лишь два года, вот только пошла в садик. Естественно, семья требует много времени. И до этого я понимала, что просто не справлюсь еще и с руководством компанией.

Сейчас же я уверена, что у нас все будет отлично! Мы — классная команда!«Дом архитектуры и дизайна» — это совершенно новый бренд, но наша команда работает вместе уже давно, у нас очень слаженный коллектив. А этим может похвастаться не каждая компания!

Как собирали такую команду?

Постепенно. Можно сказать, по крупицам. Когда я работала еще частным предпринимателем, объемы увеличивались, и нужно было вести несколько объектов — осуществлять авторский надзор. А это значит, выбирать материалы, отслеживать все работы, хотя бы раз в день заезжать на стройку… В итоге, на рабочую документацию, на чертежи времени уже совсем не оставалось. Конечно, идею можно сгенерировать, накидать эскизы, но ведь нужно еще все проработать, потому что на стройке без узлов, чертежей невозможно. Да и это неправильно, когда чертежи «на коленке рисуются», как это часто бывает в спешке.

Работая командой, мы стараемся разрабатывать проект как можно более подробно. В принципе, на сегодняшний день мы достигли такого уровня, что можем отдать проект заказчику, по которому тот, практически без нашего участия, может самостоятельно его воплотить. Ну, единственное, что авторский надзор все равно нужен. Стройка есть стройка — это как живой организм. Там всегда возникают какие-то непредвиденные ситуации, которые нужно решать автору.

Какие, например?

Самое обычное, когда вентиляционщики, как бы мы не предусматривали проведение воздуховодов, все равно вентиляцию прокладывают так, что она является кульминацией интерьера. Например, в кафе «Вельвет», когда воздуховоды были смонтирваны, нам пришлось экстренно принимать меры и вводить новые элементы интерьера. В итоге, получилось, что так интерьер даже выиграл…

Как Вы считаете, кто лучше всего «чувствует» интерьер? Дизайнеры, художники, архитекторы?

У нас работают только архитекторы. Возможно, я не права, но я считаю, что только они могут работать с пространством, объемом. Мы пытались работать с декораторами, но они не чувствуют пространства — они работают с плоскостями.

Мы делаем интерьер таким образом, чтобы с любого ракурса он прочитывался как законченная композиция, чтобы не было каких-то пустых, незаконченных мест. Куда бы человек ни встал — он видит завершенный образ.

Декоратор же может прекрасно оформить стену, но если от нее отвернуться, то можно ничего не увидеть.

В чем особенность компании «Дом архитектуры и дизайна»? Преимущества?

Самое главное, что неудовлетворенных клиентов у нас нет — все наши заказчики довольны и счастливы. Мы ни разу не разочаровали заказчика — он получает готовым такой объект, каким видел его на картинке.

Основное преимущество нашей компании заключается в том, что мы придумываем эксклюзивный интерьер, который потом нигде не повторится. Каждый раз мы ищем новые пути решения интерьера, уходим от стереотипов, придумываем всякие «фишки». Приятно, что люди удивляются: «Ух, ты! А как это сделано?» А мы смогли придумать, как это сделать!

У нас в проектах часто используется мебель индивидуального кроя и, как правило, она спроектирована нами. Например, мы точно знаем, по каким технологиям можно делать различные встроенные шкафы, и знаем людей, которые могут по нашим чертежам сделать такой шкаф в Иркутске. Какую-то мебель мы можем заказать фирме, с которой сотрудничаем, а какую-то — частным мастерам. Помимо этого, в проектах используется мебель из предметных каталогов различных компаний, которая, в свою очередь, также мало распространена в нашем городе.

Мы стараемся предлагать такие вещи, каких в городе еще нет. Так, например, в одном из последних проектов мы используем подвесную дизайнерскую светильник-вытяжку над варочной поверхностью. Такой в Иркутске еще никто не видел, но мы знаем, что можем привезти такую из Москвы.

Когда через некоторое время спустя попадаете в реализованный Вами и Вашей компанией интерьер, хочется что-либо изменить в нем?

Как говорится, нет предела совершенству. Конечно, кое-где хочется лоск навести. По большому счету, раскритиковать можно все. Создать и придумать гораздо сложнее!

Мысли не возникали, что «вот здесь это лишнее, что-то переборщили мы»?

Нет, перебора у нас никогда не бывает. А вот недобор бывает. В деталях, мелочах. Конечно, это заметно только нам, потому что главная задача — сохранить образ, чтобы он прочитывался — все равно выполняется.

Естественно, через какое-то время некоторые интерьеры становятся морально устаревшими. Смотришь и понимаешь, что если сейчас бы его делала, то принципиально по-другому.

Вы помните, как заработали свои первые деньги?

Конечно! Я еще в студенчестве начала разрабатывать интерьеры. Тогда владельцы магазина «Пятерочка» и заказали мне дизайн-проект этого магазина. К сожалению, он не воплотился. Но тем не менее, это был мой первый проект и первая зарплата.

А первый осуществленный проект?

Это ресторан «Талисман» в Иркутске.

Были проекты, когда пожелания заказчика резко отличались от Ваших предложений?

Да, были такие случаи. Часто бывает, что в первый момент видишь объект в одном образе, а потом заказчик высказывает абсолютно противоположные пожелания. Конечно, ориентация на клиента в первую очередь, клиент всегда прав. Просто мы все делаем на профессиональном, грамотном уровне так, что заказчик счастлив, что все его пожелания учли, но в то же время и все технические и архитектурные нормы соблюдены. Если все делать профессионально, то не решаемых и невозможных задач не будет.

Например, кафе «Вельвет». Какая концепция была изначально задана заказчиком?

Заказчик поставил требования, от которых мы отталкивались — кафе должно быть ярким, свежим, молодежным. Ну и были пожелания, которые мы воплотили — должен быть необычными потолок и барная стойка.

А сейчас мы делаем салон красоты «Лазурный» в Иркутске. Там заказчик сказала, что должно чувствоваться, что это медицинское учреждение, но в то же время должно быть комфортно, по-домашнему уютно, очень легко и мягко. Исходя из этого, мы развили тему лазурного берега, но не стали прямо использовать название и делать все лазурного цвета, а оттолкнулись от ассоциаций с песком, камнями, морем…

Ольга Николаевна, насколько мне известно, «Жираф» — это Ваш первый опыт разработки дизайн-проекта для кафе быстрого питания. Были сложности?

Там заказчик изначально сказал — должен быть жираф! На что мы сразу же ответили — жирафа там не будет! И вот тут у нас было очень много споров… но в итоге получился такой прикольный интерьер. Мы старались избежать прямого контекста, нашли компромисс — построили все на ассоциациях. Даже зебра у нас не черно-белая, а желто-коричневая. А, допустим, шкура жирафа у нас в виде карты.

Какой срок создания дизайн-проекта помещения? От слов заказчика «Я хочу так!» до сдачи ему готового объекта.

Тут все зависит от объема работ. Если это дом, то, в среднем, работы над проектом длятся два месяца, если квартира — месяц.

Но мы стараемся быть гибкими по срокам. Недавно у нас был случай, когда за неделю нужно было экстренно сделать проект квартиры. Мы подготовили все необходимые эскизы в ручной графике, даже успели сделать рабочую документацию. А сейчас уже наш архитектор вместе с заказчиками воплощают все это в жизнь.

У «Дома архитектуры и дизайна» есть постоянные клиенты?

Конечно. Например, постоянный наш заказчик — это как раз владельцы кофейни «Студия кофе», кафе «Вельвет» и «Жираф». Есть клиенты, которым мы делали несколько офисов, потом квартиру, дом.

Какой самый долгий проект по срокам реализации?

Знаете, сейчас делаем дом, который строим уже два года. Но он такой классный получается!

Можете назвать основные черты идеального офиса?

Все очень индивидуально. Офис для руководителя женщины один, для мужчины — другой. Да и стили руководства разные, а это сразу отражается на планировке офиса. Наиболее кардинальные различия видны в выборе цветовой гаммы и форме мебели.

Но, вообще, кабинет руководителя мы обычно создаем под человека, чтобы он «вписывался», гармонично в нем смотрелся, как портрет пишем. Конечно, можно сделать кабинет унисекс, но тогда индивидуальность руководителя потеряется.

Как Вы считаете, кто лучший руководитель — мужчина или женщина?

Мужчина. Он больше сосредоточен на работе. Женщина — мать, хозяйка, а у мужчины больше времени на работу. Ну и, мне кажется, с мужским складом ума проще быть руководителем.

Ольга Николаевна, с чего начинается Ваш день?

Как и у каждой мамы — собираю детей в садик. Ну и потом, естественно, планерка на работе.

Сложно ли женщине-руководителю совмещать работу и семью?

Да, довольно тяжело. Как это делается? Делается очень жесткий график: работа — на работе, а все остальное время — семье. Я стараюсь вовремя уходить с работы, чтобы как можно больше времени уделять детям.

Получается, вы не трудоголик?

Еще какой трудоголик! Без работы не смогу. Я человек творческий, мне нужна самореализация. Но дети все равно важнее… поэтому и пытаюсь совмещать.

Ваша квартира сделана по Вашему дизайн-проекту? Там все, как Вы хотели?

Да, конечно. Правда, кое-где картин не хватает, где еще чего-то… Есть еще над чем работать! На самом деле, самое сложное — это делать квартиру для себя. Это очень сложно. На работе — буйство красок, идей, фактур, поэтому у меня квартира вся белая. Все максимально выбелено — стены светлые, мебель светлая... Дома я отдыхаю. Моя семья меня поддерживает, им тоже нравится.

Дом еще не построили? Все еще в мечтах?

Мне сейчас настолько сложно придумать свой дом… По большому счету, я сейчас его даже и не хочу. Потому что еще не знаю, каким он должен быть. Видимо, придется мужу быть заказчиком, и я уже для него буду проектировать дом…

Кстати, чем больше домов мы делаем, тем больше я понимаю, что идеального дома нет. Идеальный дом спроектировать очень сложно. Все настолько индивидуально! Абсолютно у каждого человека свои представления.

Ольга Николаевна, какой архитектурный стиль Вы предпочитаете?

Наверное, эклектику. Почему? Если, допустим, разбирать каждый стиль в отдельности, то у каждого существуют определенные правила. Работать по жестким правилам для меня неинтересно, слишком просто. Исключение составляет классический интерьер, где необходимо соблюдать каноны и существуют очень жесткие пропорции. В минимализме очень скучно работать — там прямо просится что-нибудь нахулиганить. Как раз этот элемент хулиганства в эклектике мне и нравится! Я люблю, чтобы был сюжет, игра, ассоциативный ряд.

 

Татьяна Черкашина 

Журнал "Правила Игры" №7,
декабрь 2008 года