Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

К 75-летию Усольского Химпрома

5 августа 2011 года в Доме детс­кого творчества химики Усолья-Сибирского будут праздновать 75-летие градообразующего предприятия. Никто не сомневается в том, что именно 2 августа 1936 года на хими­ческом заводе была выдана первая продукция - этиловая жидкость, и именно эта дата является рождени­ем славного первенца химической промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока. Государство в ту пору, как никогда, нуж­далось в развитии авиационной и авто­мобильной промышленности. А для это­го нужна была этиловая жидкость.

1976 год. Руководители ПО «Химпром». Внизу (слева направо): Б.Ф.Власенко, М.Т.Будовой, В.И.Лапшин, И.С.Сорокотяга, М.С.Бакиров, И.С.Черняк, Д.В.Зарукин, В.И.Денисов. Верхний ряд: В.П.Шарнин, В.А.Тосхопаран, А.А.Раментьев, М.Н.Цыганков, Л.И.Темников, А.И.Полухин, Б.Ф.Воронин, И.А.Нартов, А.И.Яловик

Когда Усолье было городом большой химии

19 декабря 1933 года начинается строительство в Усолье химического за­вода по производству этиловой жидко­сти. С этой даты и начинается славная летопись Химпрома. И первые страницы этой летописи пришлось писать первому директору завода № 97 Илье Викентье- вичу Волощуку (1934-1937 гг.). Завод начал выпускать продукцию, когда по всей стране широко был подхвачен патриоти­ческий почин Алексея Стаханова «За вы­сокую производительность труда». И действительно, для многих людей труд стал геройством в мирное время. А с нача­лом Великой Отечественной войны 245 рабочих, служащих, инженерно-техничес­ких работников завода № 97 прервали свою трудовую деятельность и ушли на фронт, с оружием в руках защищать Ро­дину. Ушедших на войну заменили их то­варищи. Они стали трудиться с удвоен­ной энергией, самоотверженно, сутками не покидая заводских цехов, отдавая все свои силы, всё для фронта, всё для побе­ды.

Шли годы, и на Химпроме, в его рас­цвет, вместе с непромышленным персо­налом трудилось более 12 тысяч человек, выпуская 100 наименований химической продукции. Многие из химиков за свой самоотверженный труд отмечены госу­дарственными и ведомственными награ­дами. Двое из них - Иван Данилович Кузьмин и Тимофей Васильевич Пахомчик - стали Героями Социалистического Труда.

Почти два десятка директоров за эти 75 лет возглавляли предприятие, в том числе одна женщина - Наталья Фёдоров­на Губина (2000-2002 гг.).

В 1972 году Министерство химичес­кой промышленности отправило на дол­жность директора Химпрома Героя Социалистического Труда Мирата Самиковича Бакирова. Это был государственный человек, что отмечал не только я, поступивший на химкомбинат тоже в 1972 году, но и все управление, вся промплощадка. Хватка у него к работе была железная, вы­сокопрофессиональная, чувствовался опыт работы с людьми, как с начальству­ющим составом, так и с рабочими.

Мират Самикович частенько, надев фуфайку, быстро удалялся из кабинета, покидая директорское кресло, на ходу бросал своему секретарю - Тамаре Гри­горьевне Ивановой: «Тамара, я на кар­бид!». Или на ртутный, или на гипохрлорит, или... Не было практически ни одно­го подразделения (цеха, завода, отделе­ния, участка), где бы рабочие, ИТР не ви­дели директора Бакирова. Он был нерав­нодушен ко многим проблемам, как про­изводственного характера, так и бытово­го.

За 30 лет работы на предприятии мне пришлось «лицезреть» семь директоров, начиная с Мирата Самиковича Бакирова (1972-1976 гг.), далее - Вадима Ивано­вича Лапшина (1976-1980 гг.), Ивана Ан­дреевича Нартова (1980-1981 гг.), Викто­ра Петровича Калмыкова, который был директором дольше всех - почти 16 лет (1981-1996 гг.), Альфреда Габдулбариевича Сальманова (1996-1999гг.), Юрия Ивановича Пронского (был отправлен в 1999 году в Усолье из Москвы всего на несколько месяцев, но успел подарить мне Большую энциклопедию о Москве). А за­канчивал я свою трудовую деятельность на Усольехимпроме при генеральном ди­ректоре Наталье Фёдоровне Губиной.

Что и говорить, промплощадка есть промплощадка, она требует внимания от каждого директора. И на ней бывало всякое. Помнится, что нашими делами, конеч­но, интересовались различные инспекти­рующие органы, в частности, в 1974 году из Москвы приехал один из руководите­лей соцсоревнования Министерства хи­мической промышленности, некто Алек­сандр Чередник. Он поинтересовался у меня, где директор? Узнав, что тот в цехе ртутного электролиза, московский гость попросил проводить его туда, чтобы по­смотреть и самому убедиться на месте, насколько вредна для персонала работа в этом цехе.

Когда зашли на щитовую зала элект­ролиза, увидели там М.Бакирова.

-   Вы что тут делаете? - удивлённо спросил, увидев старого знакомого, Ми­рат Самикович.

-  А что вы тут делаете? - в свою очередь строго поинтересовался А.Чередник.

Ответ директора оказался неожидан­ным:

- Я здесь бригадиром работаю, а в бригаде у меня главный энергетик, глав­ный механик, главный приборист, - улы­баясь, ответил Бакиров.

Я это к тому, что в прежние времена такие директора, как М.Бакиров, В.Калмы­ков не боялись вредных производств, поскольку сами были выходцами из оных и прекрасно понимали, что такое ртуть, ис­пользуемая для получения чистого каус­тика. Они сами жили в Усолье, а не в Москве, и делали всё возможное, чтобы защитить людей и окружающую среду от вредного воздействия.

Вспоминая добрые дела М.Бакирова, спрашиваю периодически очевидцев о временах давно минувших. Многие по­мнят его «уроки», в своё время препод­носимые как руководителям, так и рабо­чим при встречах.

Вспоминается недавний разговор с председателем Совета ветеранов войны и труда Усольехимпрома Николаем Фёдоровичем Дергачёвым. Заговорили о директорах нашего предприятия, и Нико­лай Фёдорович вспомнил одну из встреч с Бакировым, когда сам был начальни­ком цеха 2202 (производство хлора и каустика диафрагменным методом).

Именно «во времена» М.Бакирова была только что капитально отремонти­рована главная дорога от центральной проходной предприятия до карбидного производства, асфальт, как говорится, ещё не остыл. Николай Фёдорович вышел на околоцеховой двор и увидел, что прямо у дороги валяется приличный лист кро­вельного железа, он, вероятно, при транспортировке вывалился из кузова проез­жающей машины. Естественно, дал ука­зание одному из рабочих своего цеха, чтобы прибрал ценный металл. Рабочий, получивший указание, недолго думая, поволок этот лист по асфальту (ещё све­женькому). Эту картину узрел Мират Са­микович, проезжая мимо. Не прошло и десяти минут, как от директора раздался телефонный звонок Н.Дергачёву: «Зай­ди!». Николай Федорович немного подож­дал, прежде чем бежать, надеясь, что Ба­киров чуть поостынет. Под горячую ди­ректорскую руку не хотелось попадать­ся. Но делать нечего, и вот уже Дергачев в кабинете у Бакирова.

-  Ну что, Николай Федорович, а если тебя по этому еще не остывшему асфаль­ту голым местом? А? - строго произнёс Бакиров.

Конечно же, этот разговор был грубо­ватым, но, как отметил «ответчик», спра­ведливым. И никакой обиды.

-   Это был для меня урок! - говорит Николай Федорович. - После этого до­рогу готов был беречь не только возле своего цеха, но и по всей ее длине, уже с позиции директора.

М.Бакиров на первых порах, осваивая свое директорское место, прошелся по отделам управления. Один из работни­ков недавно вспомнил это событие и на­звал по своему уразумению одним из лучших директоров предприятия именно Бакирова. Почему?

-  Да хотя бы потому, - сказал А.Кузь­мин (упомянутый работник), - что Мират Самикович, зайдя в отдел НОТ, спросил, чем я занимаюсь и какой оклад. Занима­юсь технической эстетикой с окладом 140 рублей, произнёс я в ответ.

Через неделю после визита директо­ра ведущему инженеру по технической эстетике А.Кузьмину оклад довели до 160 рублей. А это уже не мелочь в ту пору. М.Бакиров посчитал, что производству очень нужна эстетика.

В общем, Мирату Бакирову до всего было дело, даже в столовую ходил вмес­те со всеми на обед. Однажды заглянул в ту часть зала, где обедали рабочие. На другой день рабочие отметили, что после посещения директором в зал стало приятней войти, да и вкус пищи улучшился.

Наверное, очень много интересного мог рассказать уважаемый не только на Химпроме, но и в городе, и в области наш коллега Леонид Тихонович Иванов о Мирате Самиковиче. Они дружили. Эта дружба была долгой и продолжилась, ког­да М.Бакиров жил уже в Москве и рабо­тал начальником «Союзхлора» - одной из отраслей Министерства химической про­мышленности. И когда были трудные времена у Мирата Самиковича, Леонид Тихонович навещал его.

Итак, след М.Бакирова, как руководи­теля именно государственного и челове­ческого толка, остался в сердцах многих усольчан, в сердцах истинных химиков.

В его бытность были рождены: произ­водство нейтрального гипохлорита каль­ция, производство тетрахлорэтана и трих- лорэтилена, производство пентахлорнит- робензола. О чем мы нашим химикам еще раз напоминаем в преддверии 75-летия Усольехимпрома.

 

Борис Мелентьев, бывший работник Химпрома с 30-летним стажем

Газета «Усольские новости» № 30 (876) от 28 июля 2011года