Бодайбинский район Иркутская область
Бодайбинский район образован в 1925 году, расположен на Витимо-Патомском нагорье в северо-восточной части Иркутской области

Видеокомфорт. Сервис облачного видеонаблюдения. Минимальные затраты на инфраструктуру.
Вход

Бодайбо

История Бодайбо

Бодайбинская железная дорога действовала 72 года (с 1895 по 1967 г.)
Первая в России электрифицированная железная дорога была построена в конце XIX в. на прииске Надеждинском
Машинный зал ГЭС на реке Ныгри в конце XIX в.

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Первые русские люди появились на Витиме в 1639 г. Это был отряд атамана Михаила Перфильева. Их встретил суровый необъятный край, где лишь изредка встречались кочевья эвенков. Почти два века этот район оставался малоизученным. Только с открытием здесь первых золотых россыпей в 1846 г. началось его освоение.

Для хозяйственного развития района потребовалась база, и в 1864 г. в удобном месте на берегу Витима, в устье речки Бодайбо, основали приисковую Бодайбинскую резиденцию (склад грузов и перевалочный пункт). Сначала резиденция обслуживала лишь один Стефано-Афанасьевский прииск, но вскоре стала опорной базой освое­ния всей обширной территории Лено-Витимского золотоносного района.

Название резиденции (данное по речке с эвенкийским названием Бодайбо) оказалось созвучным со старинной старательской мольбой-талисманом «Подай Бог!». Первые золотоискатели увидели в этом случайном совпадении звучания русских и эвенкийских слов знаменье, предвещающее удачу. И действительно, вся дальнейшая история Бо­дайбо была связана с очень успешным развитием в районе золотодо­бывающей промышленности.

Уже в начальный период, в течение первых 20 лет, вблизи Бодайбинской резиденции было добыто около 25 т золота. А в 1881 г. здесь был найден самый крупный золотой самородок — весом 26 кг! Однако к концу XIX в. наиболее богатые поверхностные россыпи были выработаны. Потребовались значительные средства для проведения широкомасштабных геологоразведочных работ с целью обнаружения новых крупных запасов золота, а также для технического переоснаще­ния и обустройства приисков.

В 1896 г. было создано крупнейшее в России акционерное обще­ство «Лензото» («Ленское золотопромышленное товарищество»), что дало возможность привлечь в золотопромышленность отечественных и иностранных инвесторов и объединить их ресурсы. К началу 1910 г. доля иностранных инвестиций в капитале акционерного общества до­стигла 65 %. К тому времени «Лензото» держало в своих руках почти все крупные прииски Лено-Витимской системы (122 прииска) и Лено-Витимское пароходство, став самым мощным золотопромышленным предприятием мира.

Началось ускоренное освоение района. Уже в 1895 г. здесь были проложены первые рельсы узкоколейной железной дороги — от при­стани через Бодайбинскую резиденцию до ближайших приисков (это событие произошло за три года до прихода первого поезда в Иркутск). Через год заработала первая в Иркутской губернии (и вторая в России) гидроэлектростанция мощностью 300 кВт (в то время самая мощная в России). Была проложена первая в стране линия электропередач. Всего к 1914 г. в районе действовало шесть гидроэлектростанций, рабо­тавших в единой энергосистеме (первой в России). Их электроэнергия использовалась не только для производственных целей, но и для бытовых нужд.

На Надеждинском при­иске открыли (впервые в Рос­сии) электрифицированную железную дорогу, служившую для перевозки торфа, гальки и золотоносных песков. В этот же период для проходки шур­фов стали применять (опять же впервые в России) алмаз­ное оборудование. А для про­ведения геологоразведочных работ приглашались лучшие отечественные и зарубеж­ные специалисты, среди которых был будущий академик АН СССР В.А.Обручев.

На многих приисках стали осуществлять паровое от­таивание песков, а с 1914 г. - внедрять зимнюю промывку, сделавшую процесс золотодо­бычи круглогодичным. В рай­он стали поступать первые экскаваторы и крупные элек­тродраги с черпаками объемом 100 и 210 л. Перед революцией готовились полигоны для размещения новых высокопроизводительных драг вдоль рек Бодайбо, Жуй, Чары и др. Однако революционные события прервали процесс модернизации отрасли. Очередная из запланированных до революции электрических драг, с емкостью черпака 476 л, появилась на прииске Благовещенском только через 12 лет (в 1929 г.). Она стала одной из крупнейших в СССР.

Модернизация отрасли позволила поднять производительность труда почти на 40 %, ив результате существенно увеличилась золото­добыча. Достаточно сказать, что в 1910-1916 гг. ежегодно добывалось около 16 т золота. Этот рекорд не удалось перекрыть даже в советское время.

Но процесс бурного развития отрасли был омрачен трагедией 1912 г., когда акционеры, получившие максимальную прибыль (око­ло 9 млн р. золотом), не захотели выделить 100 тыс. р. на улучшение социально-бытовых условий на приисках. По этому поводу произошло стихийное выступление рабочих, которое привело к трагической гибели 270 человек и отставке правления «Лензото».

Однако ленская трагедия 1912 г. бледнеет перед трагедией по­слереволюционного периода, когда в результате национализации хо­зяйственная деятельность на приисках была полностью парализована. Район оказался отрезанным от снабжающих центров. Свирепствовал голод. Добыча золота к 1921 г. сократилась в десятки раз и не пре­вышала 2,5 % дореволюционного уровня. Рабочие покидали прииски.

Хотя золотопромышленность района перешла в полное ведение большевиков, обещавших рабочим безбедную и счастливую жизнь, это не улучшило положение на приисках. Вскоре новая власть предприняла попытку привлечь в разрушенную золотопромышленность иностранный капитал. В августе 1925 г. правительство СССР заключило концесси­онный договор с английской компанией «Лена Голдфилдс лимитед», которая уже в 1926 г. увеличила золотодобычу до 9,6 т, что составило 58 % дореволюционного уровня.

Восстановив золотодобычу, новая власть провозгласила полити­ку вытеснения иностранного капитала. Производственная активность компании снизилась, и весной 1930 г. концессионный договор был прерван. Через два года был организован Государственный всесоюз­ный трест «Лензолото», и экономические стимулы стали заменяться административными. В 1930-х гг. как «враги народа» были арестованы более 5 тыс. жителей Бодайбинского района, из них убиты 950 чел. (в 3,5 раза больше, чем погибло во время Ленского расстрела). Но даже такие суровые меры не смогли поднять золотодобычу выше до­революционного и даже нэповского уровней.

В послевоенные годы объем золотодобычи поддерживался за счет освоения новых золотоносных участков, повышения уровня ме­ханизации и увеличения доли открытой разработки. Вблизи Бодайбо в 1961 г. была пущена Мамаканская ГЭС мощностью 80 МВт. Прииски оснащались крупными электродрагами (одна из них, на прииске Маракан, с объемом черпака 600 л. стала крупнейшей в мире).

В 1970-х гг. благодаря использованию электродраг получали свыше половины общего объема добываемого в районе золота, осталь­ное приходилось на подземный и гидравлический способы. К середине 1980-х гг. в объединении «Лензолото» действовало 14 драг, а уровень механизации приближался к 100 %.

В 1986 г. принято решение о строительстве комбината на Сухоложском золоторудном месторождении, которое является одним из круп­нейших в мире. В то время его балансовые запасы были утверждены в объеме чуть более 1 тыс. т золота. Это означает, что при промышленном освоении месторождение может ежегодно давать до 50 т драгоценного металла. С предстоящим освоением данного месторождения был связан бурный рост многоэтажного жилищного строительства в Бодайбо. На­чалось возведение моста через Витим и домостроительного комбината.

В кризисные 1990-е годы отрасль, а следовательно, и город пере­живали нелегкие времена. Было остановлено (в 1992 г.) строительство комбината в Сухом Логе, свернуты программы дорожного и жилищного строительства. На приисках осталось всего несколько драг. Из района и города начался отток населения. Были прекращены геологоразве­дочные работы. Стала разрушаться производственная и социальная инфраструктура. В 1992 г. затонула мараканская драга.

Возрождение отрасли началось в конце 1990-х гг. Наряду с раз­работкой россыпей приступили к добыче рудного золота на сравнитель­но небольших и высокоэффективных месторождениях. Доразведаны и переоценены балансовые запасы Сухоложского месторождения. Была намечена программа модернизации городского теплоснабжения. Бодайбо стал по-прежнему выполнять функцию главной базы Лено-Витимского золотопромышленного района.

 

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved