Бодайбинский район образован в 1925 году, расположен на Витимо-Патомском нагорье в северо-восточной части Иркутской области

Экономика Бодайбо

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

 

Экономика. Градообразующей основой Бодайбо является золо­тодобывающая промышленность. Благодаря развитию данной отрасли возник и существует современный город. Отрасль представлена как крупными золотодобывающими предприятиями (ОАО «Лензолото», ЗАО «Артель старателей «Витим», ОАО «Высочайший», ООО «Лен­ская золоторудная компания»), так и небольшими старательскими артелями, действующими на территории Бодайбинского района.

Кроме золотодобывающей промышленности в Бодайбо разви­вались строительство и промышленность строительных материалов. В конце 1980-х гг. восточнее аэропорта начал строиться завод крупно­панельного домостроения (в кризисные 1990-е годы его строительство было остановлено).

В числе прочих отраслей торговля, бытовое обслуживание, обще­ственное питание и др. Данными видами деятельности занимается около сотни частных предпринимателей.

Ископаемые ресурсы. В пределах Бодайбинского района со­средоточено 95 % россыпного и примерно столько же рудного золота Иркутской области. Кроме того, в районе имеются запасы кварца, кир­пичных глин (в Бодайбо действовал кирпичный завод), песка, гравия, извести, сапропеля, чароита и др.

Транспортная доступность. В дореволюционный период к приис­кам витимской системы можно было попасть из Иркутска — сначала до поселка Жигалово по гужевой дороге (400 км), затем пароходом вниз по Лене и далее вверх по Витиму (350 км). Был еще один путь — по Ангаре через несколько порогов, затем через водораздел между Анга­рой и Леной по грунтовой дороге (длиной 260 км) и вновь на пароходедо Бодайбо. Только исключительные богатства россыпей давали воз­можность золотопромышленному району успешно развиваться в этом глухом и отдаленном уголке Восточной Сибири.

Водный транспорт. В настоящее время реки Лена и Витим продолжают оставаться основными транспортными магистралями для доставки в Бодайбо и золотопромышленный район крупных грузов и горюче-смазочных материалов. Реки судоходны с конца мая до конца октября (пять месяцев в году). В Бодайбо находится несколько при­станей, наиболее крупная — в центральной части города.

Авиатранспорт. Первые воздушные линии между Иркут­ском и Бодайбо были организованы в конце 1930-х гг. Грузовые транс­портные самолеты стали совершать полеты с 1967 г.

В настоящее время аэропорт Бодайбо относится к категории внутренних и находится в пределах городской черты, в 3 км к востоку от центра города. Он имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу протяженностью 1 600 м и шириной 42 м. Может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты, а также вертолеты всех типов. В советское время с бодайбинского аэропорта осуществлялось мно­го авиарейсов в различные города и поселки Иркутской области и Якутии, а также внутрирайонные авиапере­возки. Ныне регулярные авиарейсы выполняются только до Иркутска. Но, несмотря на сокращение числа авиаперевозок, аэропорт продолжа­ет сохранять свое значение важного северного авиаузла.

Еще в советский период в Бо­дайбо начали строить мост. Строи­тельство было прервано с началом кризисных 1990-х годов. Сейчас в летнее время в городе действует паромная переправа, соединяющая город с автодорогой Таксимо — Бо­дайбо.

В целом же город Бодайбо, как и весь Бодайбинский район, от­носится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз гру­зов осуществляется в ограниченные сроки, главным образом водным транспортом в летний период или автотранспортом по зимникам.

 

ЖКХ. Общая площадь жилищного фонда города Бодайбо — более 450 тыс. м2, или 0,8 % жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом и канализацией оснащено примерно 70 % жилья, цен­трализованным отоплением — около 80 %, горячим водоснабжением — 65 %, напольными электроплитами — 74 %. Газификации нет.

В городе намечены мероприятия по реконструкции систем тепло­снабжения. За счет формирования единой централизованной системы теплоснабжения планируется сократить объем завоза жидких энер­гоносителей (соответственно, и бюджетные расходы). Мероприятия предусматривают модернизацию котельной ЦОК-1 с увеличением ее установленной мощности, системную реконструкцию тепловых сетей города и строительство их новых участков, установку локальных котельных, модульных центральных тепловых пунктов и создание гидравлически независимых трехступенчатых тепловых кон­туров. Несмотря на высокую стоимость всего проекта, он характеризуется 15-процентной рентабельностью, что позволя­ет привлечь для его реализации внебюджетные инвестиции.