Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Тамара Басаргина. Рецензия на учебное пособие Анатолия Байбородина

Тамара  БУСАРГИНА (г. Иркутск)  

 

Рецензия на  учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов по курсу « РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЭТИКА». 

Составитель БАЙБОРОДИН  А.Г.

Тысячу лет на Руси православная народная этика определяла трудовой, семейный, нравственный строй жизни, придавала осмысленность человеческому существованию на земле. Православное народное устроение «внутреннего человека» формировалось самим укладом русской жизни, без особого педагогического нажима, назидания, по традиции.             

В условиях реформирования экономических, политических и самих бытийных условий жизни по заёмным стандартам, легко утратить традиционные народные нравственные ориентиры, что несомненно горько скажется на русской судьбе, на самом понятии « русскость». Очевидность этой угрозы заставила А.Г.Байбородина, писателя и человека, озабоченного судьбой Отечества, взяться за чтение курса «Русская народная этика» журналистам классического и технического Университетов и составить на основе собственного педагогического опыта авторский вариант учебно-методического пособия, вполне полезного для студентов любой гуманитарной специальности.

В основу курса автор положил собственные публикации, статьи, очерки, монографии о русской культуре, выходившие в сибирских изданиях и в Москве, а так же книгу «Русский месяцеслов», за которую получил Всероссийскую литературную премию имени братьев Киреевских. Вопросы истоков народных нравственно-поведенческих и эстетических установлений, реалии русского домостроя, праздники и будни, обычаи и поверья – всё это для А. Байбородина представляет не только писательский и научный интерес. Глубина постижения и  переживания темы в контексте русской тысячелетней культуры выдают глубокое знание писателем предмета, а так же его  личную боль за современное нравственное состояние общества.

В преамбуле учебного пособия автор рассматривает корни не сегодня начавшейся дегуманизации русского общества  и её очевидные последствия. Но главная цель курса «Русская народная этика» заключается в том - что автор и обозначает всеми разделами его программы – чтобы ознакомить будущих журналистов, филологов, историков, искусствоведов, т.е. всех, кто будет влиять на духовное здоровье нации, с   душеполезными уроками русского устроения жизни, русской народной этики. Учебная программа реализуется на шедеврах духовно-житийной, фольклорной, этнографической, а так же классической русской литературы.

Тематика научных семинаров, исследовательских работ, тем и заданий для самостоятельной работы не оставляет шансов педагогическому процессу быть скучным. Теоретические знания (см. разделы программы – этика как наука, языческие и христианские корни этических представлений на Руси, взаимосвязь церковного и народного календарей, особенности крестьянской этики и т.д.) – студенты должны связать с особенностями постановки и  разрешения этических вопросов, их отражением в русской публицистике и литературе Х1Х, ХХ и начала ХХ1 вв. И этот раздел программы мне представляется самым ценным и плодотворным.

Автор убедительно выстроил иерархию приёмов,  методов, позволяющих учащимся на аудиторных занятиях, в самостоятельной  и зачетной работе проявить свою собственную индивидуальную исследовательскую жилку. Учебный процесс предполагает конкурсы научно-популярных статей, художественно-публицистические очерки, эссэ, зарисовки  и т.д. В результате студент может получить не просто знания реалий русской народной этики, ( что важно, конечно, само по себе), но в процессе сотворчества педагога и студента  развить способность последнего к самостоятельному суждению, размышлению о путях использования в новых исторических условиях богатейшего тысячелетнего опыта русского народа в устроении здоровой жизни, понять,  что же в этих вековечных устоях сгодится для будущего – ведь и в будущем времени  путь, проложенный предками, поможет прожить достойно, т.е. в согласии с миром и собственной совестью. Иного пути просто нет.

Педагоги любого образовательного учреждения, ведущие дисциплины культурологического или дидактического цикла, приобретут, в случае публикации данного учебно-методического пособия, ценное подспорье в своём труде. Студенты, прошедшие вместе с педагогом этот курс, я уверена, будут с успехом применять его в своей образовательной и воспитательной работе.

 Но меня не покидает чувство, что писатель А.Байбородин принёс бы гораздо больше пользы делу воспитания и образования, если бы представленное им к печати учебное пособие послужило лишь приложением к авторскому варианту учебника «Русская народная этика». Учебника по этому предмету нет, есть лишь отдельные статьи по отдельным темам   русской народной этики.   Знание писателем русской народной культуры, понимание им коренных принципов устроения русской народной жизни, умение подать материал не только в научно-структурированной,  но и  литературно-образной форме  -  всё это позволяет надеяться на то, что работа А. Байбородина,  став достоянием педагогов,  поможет противостоять  тревожным  тенденциям забвения, а часто и сознательного разрушения  народного сознания. Прав французский писатель и культуролог Андре Леруа: «Хочешь стереть с лица земли народ – найди способ системного подрыва его традиций, его защитного покрова и оболочки».  Мы обязаны всем миром сопротивляться  пагубе разрушения нашей  традиционной культуры. Это и делает писатель, педагог и гражданин Анатолий  Байбородин.    

 

 

О творчестве Анатолия Байбородина