Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Иркутский период в творчестве архитектора Евгения Янко (1945-1954 гг.)

.

Трибуны стадиона зимой. Рисунок Евгения Янко

Дом по ул. Степана Разина во время строительства. Рисунок Евгения Янко

Поликлиника по Пионерскому переулку. Современный вид

Поликлиника по Пионерскому переулку. Фото 1950-х гг.

Строительство жилого дома по ул. Ленина, 24, 1947 г.

Административное здание в Октябрьском районе. Современный вид

Городская больница №3 по ул. Тимирязева

Фрагмент жилого дома с магазином на углу ул. Дзержинского и Чехова, 1952 г.

Торговый лабаз ХIХ века на углу ул. Дзержинского и Чехова, перестроенный в 4-этажный жилой дом

Жилой дом с магазином по ул. Дзержинского. Фото 1960-х гг.

Жилой дом с магазином по ул. Дзержинского. Современный вид

К истории советской архитектуры Иркутска послевоенного времени журнал «Проект Байкал» обращал­ся в номере 16, посвященном архи­тектурному наследию XX века.

Недавно в редакцию журнала поступили новые материалы из Москвы от одного из старейших архитекторов России Евгения Федоровича Янко. Присланные вос­поминания и фотографии относятся к его архитектурному творчеству в Иркутске в период 1945-1953 годов. Редакция выражает призна­тельность Евгению Федоровичу за переданные материалы и публикует статью о работе этого замечательно­го мастера архитектуры в Иркутске.

Советская архитектура послевоенного десятилетия (1945-1955 годы) во многом продолжает оставаться мало­известной страницей в истории рус­ского зодчества XX века. Лишь в последние годы искусствоведы и исто­рики архитектуры обратились к изуче­нию данной темы и начали исследова­ния архитектурного наследия этого времени. Для архитектуры Иркутска период послевоенной, «сталинской» архитектуры имеет важное значение благодаря тому вкладу в реконструкцию и обновление центральных улиц города, который был сделан в 1947-1953 годах, а также благодаря строительству завершенных, целост­ных и, как мы сегодня уверенно можем утверждать, гармоничных архи­тектурных ансамблей в жилых рай­онах, созданных в это время - в цент­ре города, в Иркутске-2, поселке ГЭС и жилых кварталах близ аэропорта.

Особую важность в создании целостной картины архитектурной жизни этого времени играют свиде­тельства самих построенных зданий и воспоминания архитекторов - тех мастеров, которые создавали архитек­туру победного десятилетия - возвы­шенную, мажорную, несущую образ уверенности и проникнутую духом архитектурного порядка.

Архитектор Евгений Федорович Янко был одним из тех, кто проектиро­вал и строил новые здания в Иркутске в послевоенное время. С демобилиза­цией из рядов Советской Армии про­живает в Москве. Продолжает актив­ную творческую деятельность, уча­ствует в деятельности Союза архитекторов России, Международной ассо­циации искусств народов мира, Совета ветеранов Москвы.

Евгений Федорович прошел боль­шой творческий путь. Он проектиро­вал и строил не только в Иркутске, но также на Севере, в Москве и Московской области. Работал в веду­щих проектных организациях Москвы в должностях ГАПа - автором значи­тельных объектов. Он уже много лет назад оставил Иркутск, но никогда не терял связей с Иркутской организаци­ей Союза архитекторов.

Недавно Евгений Федорович вновь прислал свои воспоминания и мате­риалы по истории архитектуры Иркутска послевоенных лет в Музей архитектуры Иркутской организации Союза архитекторов. Присланные вос­поминания, а также материалы музея были использованы при подготовке этой статьи.

Евгений Федорович Янко родился в 1918 году в Кировограде, в семье потомственных железнодорожников. После окончания железнодорожной школы в Одессе он продолжает учебу в ФЗУ, а затем работает на том же заводе им. Январского восстания мастером по ремонту оборудования и инструментов.

Получив рабочую профессию, моло­дой специалист, однако, решает про­должить обучение и получить специ­альность строителя. В 1936 году он поступает в Одесский институт граж­данского и коммунального строитель­ства. Защитив дипломный проект «Дом обороны», он оканчивает инсти­тут в 1941 году, 22 июня, с присвоени­ем звания и специальности «архитек­тор». Евгений Федорович с теплотой вспоминает годы учебы. В институте его учителями были крупные на Украине мастера архитектуры - В. Земеук, Ф. Троупянский. В институте Евгений Янко полюбил занятия рисун­ком и живописью, и эта любовь сохра­нилась на всю жизнь. Преподавателями рисунка и художе­ственных дисциплин у него были художники Шовкуненко и Бершадский, а также художник Фраерман, приехавший из Франции.

С началом военных действий Евгений Янко находится в спецбаталь­оне по охране Одессы, а затем его направляют на строительство военных объектов Дальневосточного фронта. Находясь на службе в инженерных частях Советской Армии, Евгений Янко продолжает свое военное образование: в 1942 году он оканчивает воен­ное пулеметно-минометное училище в Хабаровске, а в 1944 году Высшие стрелково-тактические курсы «Выстрел» в Новосибирске.

В 1945 году старшего лейтенанта Евгения Янко выводят из войск артиллерии и переводят на службу в тыл, в Восточно-Сибирский округ, в Иркутск, на должность главного инженера в проектную организацию «Военпроект-12». Здесь он служит под руководством начальника «Военпроекта», сына известного сибирского архитектора Андрея Крячкова, архитектора Всеволода Андреевича Крячкова, который имел звание рядового.

Послевоенные годы для Иркутска и Иркутской области были временем индустриализации и интенсивного строительства. Летом 1947 года Иркутский областной исполнитель­ный комитет провел конференцию по изучению производительных сил Иркутской области. Конференция утвердила курс на масштабную и ком­плексную индустриализацию региона. Практическим результатом научных обсуждений и выводов были прави­тельственные решения о строитель­стве гидроэнергетических станций на Ангаре, создании новых заводов и строительстве новых городов.

Возрождение строительной дея­тельности в Иркутске после войны началось не сразу. Только в 1947 году был построен первый послевоенный капитальный дом на пересечении улиц Ленина и Горького (ул. Ленина, 24). Евгений Федорович Янко стал автором проекта этого замечательного здания.

Четырехэтажный жилой дом протя­женным восточным фасадом располо­жен вдоль улицы Ленина. Юго-восточная часть дома на первом этаже отве­дена под магазин. Автор использовал угловое расположение здания для того, чтобы подчеркнуть обществен­ный характер этой части дома. Главную роль здесь играет решение входа в магазин - две сходящиеся к углу здания арки, одна сторона кото­рых опирается на массивный угловой столб-опору. Фасад здания усложнен эркерами для акцента положения зда­ния на участке. Память о недавней войне, победный настрой времени отражены в декоративном оформле­нии дома - плоские лопатки, обога­щающие пластику фасадов в уровне 3-4-го этажей, украшены военной атрибутикой.

Этот дом стал заметным событием в архитектуре Иркутска как благодаря тому, что это был первый большой новый дом в городе в послевоенные годы, так и благодаря его торжествен­ной, «парадной» архитектуре.

К концу 1940-х годов новое строи­тельство в Иркутске вновь начало набирать темп. Строительная актив­ность заметно оживилась, и немного­численная группа иркутских архитек­торов была полностью загружена работой. Главным архитектором горо­да в это время был Андрей Семенович Бутенко. Опытный и энергичный архи­тектор Борис Михайлович Кербель занимал должность заведующего отде­лом архитектуры в администрации области, а также был председателем правления Иркутской организации Союза советских архитекторов и чле­ном архитектурной комиссии. Его влияние на решение вопросов плани­ровки города и архитектуры новых зданий было очень велико.

У Евгения Янко сразу сложились хорошие служебные и дружеские отношения с Борисом Кербелем. Молодой архитектор энергично вклю­чился в работу по преобразованию центральной части Иркутска.

Внимание архитекторов было сосредоточено на главных магистра­лях города. Проектирование объектов велось на основе тщательного анализа существующих строений. Архитекторы разрабатывали чертежи проектируе­мых зданий и составляли развертки центральных улиц. Проекты новых зданий и разверток представлялись на утверждение в городские и областные инстанции. Отличительной чертой проектов была цельность решений, поиск комплексного подхода к внеш­нему виду проектируемых кварталов. Самый большой объем проектных работ требовался для центральных улиц - для улицы Ленина, соединяю­щей сквер имени Кирова с нагорной частью Иркутска, для улицы Степана Разина и Вузовской набережной (ныне бульвар Гагарина).

Кроме дома № 24, на улице Ленина расположено еще два здания, в про­ектировании которых принимал уча­стие Евгением Янко, - здание треста «Лензолото» (ныне Управление геоло­гии) и жилой дом № 7 с магазином. Этот дом имел долгую историю строи­тельства. Он был начат еще до войны по проекту архитектора Заславского. Война прервала ход строительных работ, и недостроенные стены дома долгое время стояли на центральной улице города. Евгений Янко выполнил проект реконструкции этого дома и вел надзор за его строительством.

Два больших здания Евгений Янко спроектировал для другой централь­ной улицы Иркутска - улицы Карла Маркса. Это многоэтажные жилые дома под № 27 и 31.

Самой крупной и заметной построй­кой архитектора в Иркутске стал боль­шой четырехэтажный жилой дом с магазином «Детские мир» (ныне мага­зин «Мебель») по улице Дзержинского. Восточный фасад зда­ния занимает всю линию небольшого квартала между улицами Фурье и Чехова. Фасады здания решены в монументальных и одновременно сдержанных формах и украшены выразительным декором. Большую роль в композиции дома играют угло­вые эркеры, фланкирующие главный фасад в уровне 3-4-го этажей и воз­вышающиеся над уровнем общего карниза подобно башням. Здание закономерно выделяется в окружаю­щей застройке и является украшением всего района, прилегающего к Центральному рынку.

Также в центре города находятся два больничных здания, спроектиро­ванные Евгением Федоровичем в Иркутске. Небольшая двухэтажная поликлиника с цокольным этажом в переулке Пионерском и городская больница (ныне больница № 3) по ул. Тимирязева.

К числу работ архитектора относят­ся и два административных здания, построенные для размещения район­ных комитетов партии. Одно из них расположено в Октябрьском районе Иркутска, другое - в Ленинском. Оба здания имеют два этажа и приблизи­тельно одинаковые размеры. Однако трактовка фасадов зданий различна, и в обоих случаях автору удалось добиться строгого, делового и одно­временно пластически богатого обли­ка построек.

Перечень проектов и построек Евгения Янко в конце 1940-х - нача­ле 50-х охватывает более двадцати объектов. Архитектор находился в самом центре событий по благо­устройству и обновлению города. В 1947 году Евгений Федорович стал членом Союза архитекторов. Друзья и коллеги в Иркутске запомнили его энергичный, общительный характер, доброжелательное отношение к людям. Архитектор Нина Анатольевна Румянцева, работавшая в городе в те годы, вспоминала: «Евгений Янко все время ходил в военной форме. Всегда аккуратный, подтянутый. Он много проектировал и всегда тща­тельно наблюдал за ходом строительства. Он постоянно был на лесах». Заинтересованное отношение к делу, активная творческая позиция Евгения Федоровича была замечена его кол­легами, и они избрали его в 1950 году председателем правления Иркутской организации Союза совет­ских архитекторов.

Несмотря на напряженную работу, Евгений Янко находил время для занятий любимым делом - живопи­сью и графикой. Он успевал рисовать виды города, вновь построенные объ­екты, архитектурные памятники. В 1947 году архитектор принял участие во Всесибирской художественной выставке, посвященной 30-летию Октябрьской революции.

Евгений Федорович относился к живописи и графике так же серьезно, как и к архитектуре. Он занимался рисованием ежедневно, и в результа­те его работы сегодня находятся в музейных коллекциях Омска, Москвы, городов Подмосковья и Белоруссии.

Кроме жилых и общественных зда­ний на центральных улицах Иркутска, Евгений Янко выполнил проекты жилых и служебных зданий для командования военным округом, а также ряд общественных и админи­стративных построек в городе Черемхово и селе Баяндай.

В 1953 году Евгений Янко демоби­лизовался из рядов Советской армии и покинул Иркутск. Он переехал в Москву и работал в крупных про­ектных организациях, которые вели проектирование по всей стране. Тем не менее Евгений Федорович всегда сохранял связи с иркутскими архи­текторами. Долгое время он перепи­сывался с Борисом Михайловичем Кербелем и Мирой Яковлевной Ашихминой.

В Иркутске остались здания, спроектированные мастером, которые украшают город и в значительной степени формируют облик централь­ных улиц Иркутска.

 

Андрей Ляпин

Проект «байкал/ project baikal»
№27 2011 год стр. 148-156