Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Защита курсовых проектов на архитектурном факультете Иркутского государственного университета

Выполнила М.Н. Булыгина, преподаватель Е.В. Хохрин

Выполнила А. В. Горячая, руководители: С. А. Смольков, В. К. Нечитайло

Защита курсовых проектов на архитектурном факультете Иркутского государственного университета

В декабре 2009 года на 5-м курсе факультета архитектуры ИрГТУ состоялась защита курсовых проектов «Реконструкция квартала в историческом центре Иркутска» (раздел «Градостроительство»). Эта тема стала особенно актуальной в городе, и профессор М. Г. Меерович предложил этот проект для обеих специальностей факультета – и для специальности «Дизайн архитектурной среды», и для специальности «Архитектура и градостроительство»; в этом состояла необычность проекта. Он выполнялся всеми группами 4–5-х курсов. Проект методически и теоретически основательно обеспечен: была проведена конференция, где студентам изложена методика и дано представление о текущих подходах к решению проблемы реконструкции в исторических кварталах. Специалисты провели лекции и мастер-классы по теме. На итоговый просмотр были приглашены практикующие архитекторы и СМИ.

Несмотря на солидное теоретическое сопровождение, студентам было достаточно трудно: знакомые по учебному процессу решения проблем объемно-пространственной архитектурной композиции должны были встраиваться в реально существующую сложившуюся архитектурно-пространственную систему исторического Иркутска. Преемственность архитектурной городской среды – одна из сложнейших и актуальных проблем, ибо историческая среда – это не только подлинные фасады, это масштаб пространства. И сохранение среды подразумевает сохранение плотности, структуры, характера, духа исторической среды (Е. И. Григорьева на защите). Достоинством большинства работ было решение именно этой проблемы, и комиссия в целом осталась довольна достигнутыми результатами как в образовательном плане, так и в осуществлении идеологии утверждения ценности исторической памяти, материализованной в деревянной архитектуре. Можно отметить отдельные достижения студентов. Так, в работе А. Алисовой найдено интересное сочетание, необходимый баланс уверенной композиции, идущей от современного дизайна, с задачами сохранения архитектурных памятников. Тонкие, практичные, художественно убедительные и обоснованные решения показывают достаточно высокий уровень профессиональной подготовки студентки. Интересные работы продемонстрировали студенты-архитекторы. В работах студенток А. и М. Горячих по-новому раскрылась идея, выдвинутая в 70-х годах мастерами В. Павловым, В. Воронежским и его соавторами о создании культурного центра Иркутска. Решение современное и очень плодотворное, и оно может найти практическое применение.

К наиболее типичным недостаткам можно отнести недооценку студентами практической стороны проектов в угоду реализации некоей абстрактной художественной идеи: рассмотрение исторического квартала в отрыве от городских структур, недоучет функций, которые должны быть ему присущи, фасадный подход к сохранению архитектурных памятников. Решая художественные задачи, архитектор должен удерживать в поле внимания прежде всего практическую актуальную общественную значимость тех вызовов, с которыми он сталкивается. Можно с сожалением отметить, что нередко предложения, сделанные студентами, расходятся со сформулированным учебным заданием.

Требует внимания педагогов культура выполнения чертежей; нередко встречаются проекты, требующие доработки. Следует заметить, что перед студентами ставились чисто градостроительные, но не объемно-планировочные задачи. Логичным было бы развить задание за счет объемно-композиционных предложений: как старая застройка сочетается с новой и т. д. В контексте идущей реновации 130-го квартала те проекты, которые предполагают проработку единого с историческим кварталом пространства (131-й, 133-й), становятся особенно интересны. Совершенно очевидно, что только реновацией 130-го квартала ограничиваться нельзя. Поэтому предложения (пусть даже и студенческие, не совсем законченные и самостоятельные) представляют особый интерес как некая перспектива дальнейшего обновления исторического центра Иркутска. Проекты 131-го и 133-го кварталов интересны еще и потому, что они были темой Зимнего градостроительного университета, составляя как бы предисловие к международному воркшопу. Безусловно, это задание способствовало не только развитию профессиональных навыков у студентов, но и содействовало формированию специфического менталитета, ориентированного на выполнение социально ангажированного и культурно ценного заказа.

 

Марина Ткачева

журнал "проект байкал/project baikal"
№25 2010 год стр. 48-49