Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Пространства культурной идентификации: семейские Забайкалья

Железняк О. Е., Охрименко Г. И. Пространства культурной идентификации. Семейские Забайкалья : монография / О. Е. Железняк, Г. И. хрименко. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.

Книга О. Е. Железняк, Г. И. Охрименко «Пространства культурной идентификации. Семейские Забайкалья» посвящена актуальнейшей на сегодняшний день проблеме самоидентификации культур в глобальном, транснациональном мире.

Отнесение «идентичности» к категории духовных ресурсов, представление ее как «дополнительной ценности» формы позволяет отметить новый взгляд на идентичность и рассматривать необходимость и потребность идентификации, отождествления себя с тем или иным комплексом культурных норм как важный для каждой истории и культуры акт осознания, обязательный шаг для выявления самобытности и индивидуальности личности или цивилизации в целом.

Книга является результатом глубоких исследований авторов семейской культуры, погружения этого материала в общекультурный контекст, поисков связей и аналогий, а также – выявления противоречий внутри поликультурного пространства Сибирского региона.

В теоретической части представлена авторская концепция культурной идентификации как идеологии развития современной культуры, выделены пространства идентификации и особенности региональных представлений.

Обращение к выявлению ресурса идентичности традиционной культуры в целом и ее специфики является достаточно современным и своевременным, также как и сама задача представления традиционной культуры как одного из базовых ресурсов идентификации культур.

Особо следует отметить материал, включающий огромный пласт натурных обследований, представленный по культуре семейских, который является ключевым сюжетом исследования и сопровождается обширным иллюстративным рядом.

Тщательное исследование предметно-пространственного комплекса жилища дает не только подробное описание видов жилья, его декоративного убранства, интерьеров и их предметного наполнения, но и определяет линии преемственности и заимствований, глубинных культурных связей внутри региона и вовне, идентифицируя при этом семейскую культуру как самодостаточное, вполне сформировавшееся явление.

Представляет интерес предложенная авторами идея исследования росписей как системы идентификации и самоосознания в корпусе культурных норм и представлений, как специфического способа фиксации и отражения картины мира. Соотнесенная с мировым опытом такая интерпретация роли и значения росписи выглядит вполне убедительно.

Важную роль в сохранении, воспроизводстве и трансляции культурных норм, особенно в ситуации относительной консервации, играет ритуально-обрядовая сфера. Авторы показывают, как типы одежды, правила ее ношения, да и вся предметно-пространственная среда конституируются ритуально-обрядовыми комплексами. При этом, космополитичность одних норм и локальность других во многом задают своеобразные правила самоидентификации отдельной культуры в общекультурном пространстве.

В целом книга представляет собой законченное авторское исследование, актуальное, изложенное ясным языком, и может быть рекомендована широкому кругу специалистов в области культуры и искусств, различных сфер художественной и проектной деятельности, а также в качестве учебного пособия для вузов, готовящих специалистов по архитектуре, дизайну, монументально-декоративному и декоративно-прикладным искусствам и др.

Ирина Азизян 

журнал "проект байкал/project baikal"
№24 2010 год стр. 105