Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

О традиционных бурятских мерах длины и площади

Бурятский охотник

Лук и стрела

Локтевые меры бурят

Пядиевые меры бурят

Ладонь как мера у бурят

Пальцевые меры бурят

Системы мер, появляющиеся у различных народов с доисторических времён, содержали в себе черты как общие для всех людей, так и зачастую отражали особенности отдельных этносов. Общие черты складывающихся систем мер отражали единство анатомической и биомеханической природы человека, что определенными смысловыми гранями отражалось в таких античных выражениях, как «человек – мера всех вещей» и «всё своё ношу с собой». Отличия и особенности различных единиц длины (и др.) у различных народов складывались в силу различий и особенностей природно-климатических зон проживания и, как следствие, в силу различий и особенностей хозяйственной деятельности.

В качестве примера существенного количественного различия одной и той же по смыслу величины можно назвать «длину дневного перехода» у оленеводов, таёжных охотников, степных кочевников, погонщиков верблюдов и горцев. Сходные и по смыслу, и по численному значению меры возникали у различных народов тогда, когда основами для них служили части человеческого тела – фаланги пальцев, длина локтя, ступни, шага, распахнутых рук и т. д. Антропометричность мер позволяла определять размеры, соотнося их с человеком.

У бурят существовали различные способы определения меры длины. Эти понятия были связаны с условиями кочевой жизни, строительной техникой, домашними ремеслами. Удерей ябадал (день пути) – мерило протяженности – расстояние, которое можно проехать верхом на лошади за день (примерно 20–30 километров). Два дня пути, пять дней пути, месяц пути означали расстояние, которое можно проехать за соответствующий отрезок времени. Другой способ определения протяженности – хараан – видимое расстояние (от горизонта до горизонта).

Для определения расстояния в несколько сот метров и меньше мерилом служило пространство, которое пролетает стрела. Такая мера существовала и у средневековых монголов. В описании Плано Карпини, присутствовавшего при провозглашении ханом Гуюка, говорится о том, что все не допущенные к участию в собрании не могли приближаться даже к коновязи, которая находилась на расстояние двух полетов стрелы1. Мерилом длины служил и сам лук2. Средний размер лука составлял 160 см, но измерения проводили снятой тетивой.

Небольшие меры длины определялись шагом человека – алха – и длиной ступни. Двойной шаг – мера длины в Древнем Китае (бу), в Древнем Египте иероглифы изображали шаг человека, направленный в разные стороны, имея в виду «прибавить» и «убавить»3.

Кроме шаговых мер, существовали пальцевые меры и ладони: расстояние между концами указательного и отведенного назад большого пальца руки – hooм; расстояние между концом отведенного назад большого пальца и согнутым указательным пальцем – мухар hooм. Толщину предметов измеряли пальцами (большим, мизинцем), фалангами пальцев, ладонью поставленной ребром.

Часть руки от запястья до локтя (предплечье) как мера длины равняется 10 вершкам или 0,35 метра, или 10 дюймам. «Длинный локоть» – мера от локтевого сгиба до конца большого пальца, «куций локоть» – до края горсти. Существовали меры от локтевого сгиба да края кулака, от локтя до конца вытянутых пальцев.

Метрологическое значение слова локоть: ≈ 0,3 м, 10 дюймов – это размерность китайского фута tchi =10 tsun (tsun ≈ 0,3 см). «По-видимому, монгольская мера локоть (т. е. длина предплечья), сохраняется как таковая в некодифицированной системе мер, в кодифицированной системе приравнивается к китайскому tchi; условием для такого приравнивания скорее всего является возможность пересчета локтя на более мелкие меры (ширина пальца) в исконной системе – тогда мы имеем соотношение4:

 

монгольская

китайская

Базовая мера

Следующая по величине мера

палец

локоть

Tsun дюйм

Tchi фут

 

Размеры площади измерялись величиной ладони – альганай шэнээн, или площадь, равная основанию юрты, – гэрэй шэнээн, а также площадь измерялась числом голов умещавшегося на ней скота.

В ксилографичских пособиях по монгольской икогогрифии существовало несколько видов модулей, основанных на мерах ладоней и пальцев (ангулах). Изображая будд в состоянии покоя и бодисатв, использовали систему дошатала – 10 ладоней, а дармапал и сахиусов изображали более широкой мерой – аштатала – 6–8 ладоней. Тело человека воспроизводили с помощью 9-ти вертикальных, 12-ти горизонтальных и 6-ти диагональных линий. Для лица использовали четыре горизонтали: темя, край волос, кончик носа, подбородок, затем две диагонали, правой и левой щек, еще две – от кончиков правого и левого уха, всего шесть диагоналей. При правильном расположении линий получается размер 10 ладоней или 120 пальцев. Этот канон совпадает с классическим европейским пропорционированием человека Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера5.

Чувство гармонии частей и целого, ощущаемое и постигаемое мастерами и художниками разных эпох и народов, очень точно было выражено античными философами в виде тезиса: «Человек – мера вещей». В этом тезисе категории эстетики, такие, как мера, соразмерность, пропорция и другие, одновременно выступают и как категории гармонии природы.

Примечания

1. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1956. С. 75–76.

2. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ, 1972. Т. 1. С. 85.

3. Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. М., 1990. С. 29–30.

4. Семантическая реконструкция в алтайской этимологии. Семантические термины (плечевой пояс). М., 1996. С. 230.

5. Монгольская национальная живопись «монгол зураг». Улан-Батор, 1986.

 

Ольга Васильева

журнал "проект байкал/project baikal"
№24 2010 год стр. 58-59