Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Архитектура иркутского конструктивизма

Клуб завода им. Куйбышева. 1934 г. (из архива СООКН)

Клуб завода им. Куйбышева. 2009 г. Фото В. Лисицина, 2009

Здание управления завода им. Куйбышева. Фото В. Лисицина, 2009

Строительство здания управления Треста «Востокзолото» на углу ул. Карла Маркса и Марата (нач. 30-х гг). Из архива СООКН

Вино-гастрономическое товарищество (Киевская, 1). Фото В. Лисицина, 2009

Вино-гастрономическое товарищество (Киевская, 1 , 1912 г.). Фотоархив

Дом железнодорожников, ул. Карла Маркса и 5-ой Армии. Архитектор – К.Л. Жилкин (1934 г.).

Фото В. Лисицина, 2009

Управление ВСЖД (К. Маркса, 7, 1950 г.). Фото В. Лисицина, 2009

Курсы марксизма-ленинизма (пер. Богданова, 8). Фотоархив

Гостиница «Сибирь». Начало 50-х гг. (из архива СООКН)

Гостиница «Сибирь». 2009 г. Фото В. Лисицина, 2009

Госбанк (Ленина, 16, 1936 г.). Фото В. Лисицина, 2009

Городская дума (Ленина, 14). Фото В. Лисицина, 2009

Центральный Роддом, 1937 г., Миталь (БГУЭП), угол ул. Карла Маркса и 2-й Красноармейской

Жилой дом сотрудников НКВД, по пер. Пионерский, 10. Фото В. Лисицина, 2009

Жилой дом по ул. Свердлова, 22. Фото В. Лисицина, 2009

Жилой дом специалистов. Миталь, 1934 г. Фото В. Лисицина, 2009

БГУЭП (Ленина, 11, 1933 г.). Фото В. Лисицина, 2009

Александро-Мариинское училище (Ленина, 11, 1911 г.). Фотоархив

«Каждой эпохе соответствует свой стиль», - М.Я. Гинзбург

В парадигме культурного слоя ХХ века ярким пятном выделяется короткий период 20–30-х годов, затронувший практически все отрасли искусства и, в большей степени, архитектуру. Речь идет о времени плодотворного расцвета всемирно известного и легендарного советского конструктивизма. 

Конструктивизм (от лат. constructio – построение) – направление в литературе, музыке и изобразительном искусстве 20–30-х годов  XX века. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре. «Новый стиль должен изменить весь облик жизни, отыскать не только решение пространственной задачи во внутренней архитектуре, в ее interiеr ах, но и вынести ее наружу, трактуя объемные массы архитектуры как средство пространственного решения города в целом», – писал в  своей книге «Стиль и эпоха» один из основателей конструктивизма М.Я. Гинзбург. В основе конструктивизма существует четкая иерархическая связка: форма подчинена конструкции, а конструкция –  функции. «…Конструктивизм есть рабочий метод, который отыскивает самый верный и правильный путь к новой форме, максимально отвечающей новому социальному содержанию…»1. В послереволюционный период политико-экономические преобразования требовали совершенно иной архитектуры, и зодчие трудились над разработкой новых типов сооружений: дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочего клуба. В Иркутске довольно интенсивно, как в период реконструкции (восстановления) промышленных предприятий, так и с началом индустриализации, шло возведение новых промышленных объектов и жилых зданий для рабочих и служащих, в том числе деревянных типовых многоквартирных домов 2. 

Архитектурный конструктивизм пришел в Иркутск достаточно поздно по сравнению с Москвой и Ленинградом. Так, если первые здания в столице были воздвигнуты в 1927 году (бывший Госторг, Мясницкая, 47, арх. Б. Великовский), то первый дом, построенный в стиле конструктивизма в Иркутске, датируется 1934-м годом. Но конструктивизм не занял лидирующего положения в объемах капитального строительства нашего города и зафиксирован в виде единичных строений. В других городах Урала и Сибири, в частности в Новосибирске, примерно в тот же временной отрезок, возникают более 100 зданий в духе конструктивизма, в Свердловске (Екатеринбурге) – около 150. В Иркутске же – едва ли наберется два десятка. В нашем городе примером «массового» возведения зданий в стилистике конструктивизма, но с элементами неоклассики, является квартал по ул. Новаторов (арх. А. Шпалек. Архитектурно-планировочная мастерская академика Весниных)3.

Одно из конструктивистских зданий Иркутска – Дом культуры завода им  Куйбышева (1934, старое название «Клуб «Союззолото») по улице К. Маркса, 53. Это новый для того времени тип многофункционального общественного здания, куда входили театральный зал, спортзал, библиотека, столовая, фабрика-кухня, другие помещения. Его автор – известный ленинградский архитектор А.А. Оль. Ч-образная в плане, тщательно продуманная функциональная схема связала многочисленные помещения, размещенные в двух-, трехэтажных объемах, что позволило создать сложную объемно-пространственную композицию. Функциональное зонирование и конструктивное решение в этой постройке, полностью соответствует «павильонному» методу композиции, присущему конструктивизму. Здание делится на отдельные по назначению корпуса, которые соединяются друг с другом при помощи коридоров и переходов в соответствии с требованиями общего функционального зонирования. 

Составители научного паспорта на памятник архитектуры И.В. Калинина и Л.Г. Басина4 однозначно относят здание клуба к конструктивизму. И действительно, базовые принципы конструктивизма (по М.Я. Гинзбургу), соблюдены:  
 1) здание разбито на функционально-пространственные единицы; 
 2) решение пространственной задачи выработано, исходя из свойств строительных материалов и конструкций; 
 3) определено композиционное соотношение пространственных объемов, их ритм и пропорции; 
 4) все части объекта подчинены функции. 

Но все же некоторые элементы внешнего декоративного оформления, несвойственного конструктивизму, присутствуют, например: пилястры, карнизы, рустовка, которых не было в первоначальном проекте А.А. Оля. Возможно, они появились после известного постановления партии и правительства 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», в результате чего многие архитекторы вынуждены были взять курс на «освоение классики». 

Здание заводоуправления  (Окт. Революции, 1) – еще один яркий пример конструктивисткой архитектуры. Два прямоугольных объема разной высотности, расположенные перпендикулярно друг к другу, соединяются на углу цилиндрическим объемом. Широкие окна и сплошное горизонтальное остекленение третьего этажа выдают в нем характерный признак конструктивизма. 

Подъем экономического развития Иркутска начался в 30-е годы, когда конструктивизм как таковой был уже под запретом, и объемно-планировочные и стилевые решения отражали характерную стилистику сталинской архитектуры. В результате конкурсов 1930–1940-х многие фасады зданий, ранее построенных в конструктивистском стиле, «переодели» в соответствующие «одежды» в духе сталинского ампира.  

Ярким примером смешения конструктивизма и неоклассики является Дворец культуры авиационного завода (арх. Н.А. Четвериков, 1937) по улице Макаренко и школы № 43 (1936) по улице Авиастроителей. В планах этих зданий явно читаются конструктивные мотивы сочетания и сопряжения форм, а в фасадах применяется ордерный декор: полуколонны, пилястры, колонны, аттиковые завершения и пр. 

Госбанк СССР (арх. Волков, 1936) тоже являлся зданием нового типа, имеющим планировочную каркасно-конструктивную схему. По первоначальному проекту в этом строении были совмещены производственная и жилая функции. Левое крыло здания жилое, для сотрудников банка, окна выглядывали на тихий переулок Кооперативный (ныне пер. Канадзавы). Административная зона была обращена на площадь Кирова. В процессе согласования проект видоизменялся, добавились декоративные черты классического ордера: руст, пилястры, выделение первого этажа и другие детали.

Планировочная структура здания Управления Восточно-Сибирской железной дороги по первоначальному проекту архитектора К. В. Миталя выполнена в стиле конструктивизма, с характерными для этого стиля признаками: широкие окна, выступающие за общий объем пилоны и конструктивная схема железобетонно-балочных конструкций. В связи со сменой собственника,  строительство было заморожено и завершено в 1950 году архитектором Д. М. Гольдштейном. Фасады нарядились в «одежду» классического ордера, и теперь сложно идентифицировать  это здание как  конструктивистское. 

В ряде примеров смешения конструктивизма и неоклассики стоит здание общежития завода им. Куйбышева (ул. Рабочего Штаба, 8, 1938 г.). Конструктивное формообразование присутствует в пилонах лестничных клеток, расширенных окнах, вертикальном остекленении. По продольной линии строения расположены анфиладой железобетонные колонны и балки, которые позволили варьировать площадь комнат. Причем наружные стены остались несущими, а толщина внутренних перегородок уменьшилась. Но появление рустовочного рисунка и межэтажных карнизов  говорит о последующей «корректировке» фасада.  

В зданиях конструктивизма несущую функцию выполняет каркас, стены превращаются в навесные, осуществляя лишь функцию теплоизоляции. Вследствие этого окна предельно расширенны по горизонтали и часто превращаются в сплошное горизонтальное или вертикальное остекленение. Одним  из характерных признаков конструктивизма является использование таких материалов, как железобетон, металлический профиль в колоннах, балках и перекрытиях. Подобные материалы в период индустриализации были весьма дефицитными, при постройках зданий, в том числе и в конструктивистских, использовались доступные традиционные материалы, например кирпич. Но когда в здании отсутствуют железобетон и металлические конструкции, и стены соответственно начинают нести всю тяжесть верхних этажей, то о «чистом конструктивизме» говорить не приходится, потому что архитектоника сооружения возвращается к традиционной «предыдущей» схеме. Архитекторы-конструктивисты в Иркутске стремились строить здания именно в формате конструктивизма, но, не имея технических возможностей, вынуждены были лишь имитировать его внешний вид и стилистику. Именно об этом говорит иркутский историк Б.И. Оглы: «Стремление в какой-то мере ответить господствующему в этот период направлению в архитектуре и отсутствие в то же время необходимых технических возможностей приводило иногда к примитивизму и упрощенчеству»5.

Примером имитации конструктивизма, точнее, переложение идей этого направления на иркутскую манеру, являются два внешне совершенно конструктивистских объекта: жилой дом партактива по улице Свердлова, 22 (угол ул. Сухэ-Батора), и жилой дом сотрудников НКВД по переулку Пионерскому, 10 (угол ул. Литвинова). Несмотря на стилистическое сходство с конструктивистскими зданиями в отношении строительных материалов и системы, они не являются чисто конструктивистскими  сооружениями, так как в несущих стенах используется кирпич и нет конструктивной основы.

Социальные условия Советской России требовали многофункциональных зданий. Жилой дом партактива (1933) являлся представителем нового социального типа архитектуры. Г-образное здание разделено на две половины – коммунальную и жилую – по двум улицам, Сухэ-Батора и Свердлова соответственно. Двутавровая перемычка в оконных проемах позволила растянуть окна в ширину. В квартирах до наших дней сохранилась встроенная мебель из дерева. Подобная мебель присуща для конструктивистских жилых интерьеров. Характерен архитектурный прием для того времени: полуцилиндр с продольными линиями балконов врезан в два параллепипеда.  Витражи вертикального остекления лестниц контрастируют с горизонтальной линией балконов.  Отштукатуренный фасадный кирпич имитирует железобетон, но со стороны двора кладка осталась открытой.

Среди иркутских конструктивистских зданий особо выделяется жилой дом сотрудников НКВД по Пионерскому переулку, 10 (1934), также построенный по проекту архитектора К.В. Миталя. Применяя разновысотность и оперируя разными объемами, зодчий мастерски вписал здание в архитектурную среду: четырехэтажное правое крыло возвышается над примыкающим к нему деревянным двухэтажным домом, трехэтажное левое крыло примыкает к кирпичному дому большей этажности. Удачно расположенное на перекрестке улиц, Г-образное в плане, строение с выступающим цилиндрическим объемом и опоясывающими балконами, является архитектурным акцентом. Лаконичная, геометрическая чистота форм сочетается с поисками сложной пространственной композиции. Здесь Миталь новаторски использует технические средства в архитектуре, добивается яркой художественной выразительности благодаря простым геометрическим формам. 

Архитектура жилого дома НКВД вполне соответствует определению М.Я. Гинзбурга: «Архитектурные памятники, оголенные, очищенные от блестящей и поверхностной одежды, предстали во всей прелести и неожиданной остроте художественного аскетизма, во всей силе грубого и лапидарного языка простых, ничем не засоренных архитектурных форм»6. Здание также построено из кирпича, но уже использован новый, дефицитный по тем временам строительный материал – железобетон. Без его применения не получилось бы акцента, «составленного» из выносных ленточных балконов, которые, по сути, задают общий архитектурный ритм зданию и держат всю композицию, плавно переходя в объемы левого и правого крыльев. Присутствует и типичная конструктивистская деталь – сплошное вертикальное остекленение лестничных блоков. 

Гостиница «Сибирь» (1934, первоначальное название «Центральная») – еще одно произведение архитектора К.В. Миталя. Очень удачное в архитектурно-планировочном отношении сооружение. Здание абсолютно лишено фасадного декора, но имеет возвышающиеся над общим силуэтом и плоскостью фасада пилоны боковых лестничных площадок, что придает всему строению определенную динамику.  Известна устная легенда, что после завершения строительства гостиницы происходили стихийные демонстрации протеста: обыватели не могли воспринять необычные лаконичные формы с отсутствием декора и любимой лепнины. Центральный лестничный объем задвинут во двор, образуя своеобразный курдонер. Также применен распространенный конструктивистский метод – полуцилиндр парадного входа врезан в основной прямоугольный объем здания. Примененные железобетонные балки и колонны позволили установить перегородки минимальной толщины. Вертикальное остекленение пилонов гармонично перекликается с окнами фасада и задает индивидуальный ритм всему фасаду. Проемы между несущими конструкциями заложены кирпичом и оштукатурены, имитируя бетон. Выделение цветом межоконных простенков дает ощущение сплошного остекленения, характерного для данного стиля. Пожалуй, это одно из немногих зданий, наиболее точно выразившее идеи конструктивистского стиля в архитектуре.

Еще одно здание, построенное по проекту  К.В. Миталя, – учебный корпус курсов марксизма-ленинизма по ул. Сухэ-Батора и пер. Богданова. (1934). К нему примыкают строения: 2-этажный корпус женской гимназии (1878) и угловой 2-этажный корпус, построенный в 1913 году  архитектором Д.Р. Магиделом. Здание в стиле конструктивизма, выдержанное по пропорциям и высоте, органично вписалось в архитектурный облик исторического ансамбля. Нижний этаж выделен цветом и рустом, и это стилистически сближает его с классическими «соседями».  

Помимо зданий, полностью построенных «с нуля», в Иркутске практиковались надстройки. Это объяснялось тем, что в тридцатых годах прошлого века остро ощущался дефицит строительных материалов и материальных ресурсов. Но происходил рост населения, и, соотвественно, были нужны новые квадратные метры жилья и общественных объектов. Выход из положения был найден за счет увеличения этажности старых строений. Настройки старались выполнять  в «конструктивистском» стиле: фасады лишены декора, и, несмотря на то, что основным материалом выступал все тот же традиционный кирпич, обработка стен имитировала бетон.

У К.В. Миталя есть несколько таких надстроек. Например, у строения Клиники нервных болезней (бульвар Гагарина, 18а), благодаря реконструкции, появился третий этаж. Надстройка получилась гармоничной за счет заимствованных у существующих этажей пропорций и деталей классического ордера. Получилась своеобразная игра фактур кирпича нижних этажей и штукатурки надстроенного этажа.

Надстройка и реконструкция внутренних помещений  здания бывшего дома Вино-гастрономического товарищества (Киевская, 1, 1933 г.) тоже осуществлялась К. Миталем. Последний этаж, несмотря на новый архитектурный принцип –  лишенные декора ровные плоскости, органично вписался в существующую постройку за счет прорезанных вертикальных витражей лестничных клеток и расположенных в два ряда разных по величине окон. 

Здание Финансово-экономического института было реконструировано в 1934 году. Ранее там располагалось пятиклассное городское училище, построенное в классическом стиле В.П. Рассушиным. После реконструкции общий силуэт сохранился, но основные пропорции были нарушены двухэтажной надстройкой. Главный вход перенесен, классические детали убраны полностью. Межэтажный карниз разделяет фасад ровно пополам, и появляется оптическое ощущение, что верхняя часть больше нижней. 

Здание роддома (ул. Лапина, 1, 1937 г.) было расширено за счет прилегающего к нему дома. Одноэтажное здание, выходившее на улицу К. Маркса (угол 2-й Красноармейской), надстроено одним этажом и соединено с бывшей клиникой доктора Г.А. фон-Бергмана, где и размещался родильный дом. В результате увеличилось количество коек и расширены вспомогательные помещения. Внешне это здание, лишенное декоративных деталей, выглядит как образец конструктивизма, фасад смотрится просто и лаконично, ничего лишнего.

Еще одна реконструкция, осуществленная К. Миталем совместно с архитектором В.Д. Дмитриевым, – надстройка Городской управы двумя этажами (ул. Ленина, 14, 1934 г.).
 Здание было построено в конце ХIХ века архитектором В.А. Рассушиным и имело четко вымеренные пропорции и элементы классического стиля, которые были убраны во время реконструкции за исключением руста. Арочные окна второго этажа заменены на прямоугольные. Выходящий за пределы фасада главный вход, над которым располагался балкон, был демонтирован. Лишенное декоративных деталей и боковых ризалитов, здание потеряло выразительную, объемно-пространственную композицию. 

Реконструкции классических зданий с помощью конструктивистских методов формообразования выявляют, в большей степени, дисгармоничность смешения двух стилей. С другой стороны, изменение конструктивистских фасадов в сторону неоклассики наносит неисправимый ущерб чистоте конструктивистского стиля, практически уничтожая один из важных его постулатов – отказ от декоративных украшений. Но что имеем, то имеем. И удивительные, ни на что непохожие здания, сотворенные в эпоху авангарда, органично вписаны в городскую среду и являются живыми свидетелями истории. Они являются редкими примерами творчества очень немногих иркутских зодчих – представителей авангарда. Пусть эти строения не являются образцами «чистого конструктивизма», неся чуждые для этого стиля элементы, но все-таки это именно конструктивистские здания, и их в Иркутске не так уж много. Это оригинальные, любопытные примеры, внешне несущие его черты, но лишенные новаторской (с точки зрения конструктивной схемы и строительного материала) сути. Не все иркутские конструктивистские здания уцелели до сегодняшнего дня, но те, что сохранились, необходимо срочно поставить на государственную охрану, включив их в Реестр объектов культурного наследия. 

Примечания

1. Гинзбург М.Я. Конструк-тивизм в архитектуре // Современная архитектура. 1928. № 5. С. 144. 

2. Сидоренко А.В., Меерович М.Г., Чертилов А.К. Деревянное типовое многоквартирное жилищное строительство в Иркутске 1920-1950-х // Проект Байкал. 2008. № 16. С. 108–119.

3. Оглы Б.И. Иркутск. О планировке и архитектуре города. И., 1982. С. 69.

4. Паспорт на памятник истории и культуры «Клуб “Союззолото”1929–1934 гг.», г. Иркутск, ул. К. Маркса, 53 / Сост. арх. И.В. Калинина, Л.Г. Басина. 20 апреля 2000. Архив СООКН.

5. Оглы Б.И. Иркутск. О планировке и архитектуре города. И., 1982. С.  65.

6. Гинзбург М.Я. Мастера  советской архитектуры об архитектуре. М., 1975.  С. 295.

 

Василий Лисицин

журнал "проект байкал/project baikal"
№21 2009 год стр. 95-99