Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Несостоявшийся музей деревянного зодчества «Илимская деревня»

Спасская башня Усть-Илимского острога. Фото 1960-х гг.

Схема расположения музейных объектов в системе города: 1. Усть-Илимский краевед-ческий музей. 2. Проектируемый музей деревянного зодчества «Илимская деревня». Гостиничный комплекс. 3. Проектируемый центр народного творчества и ремесел «Невон». Гостиничный комплекс. 4. Проектируемая рекреационно-развлекательная зона

Усть-Илимская ГЭС, водохранилище. Вид с площадки планируемого музея. Фото 2011 г.

Строительство Усть-Илимской ГЭС у мыса Толстого. Фото А. Я. Ковалева, нач. 1970-х гг.

Объекты народного деревянного зодчества в д. Ёдарме. Фото 2010 г.

Этнографическиемузеиподоткры­тымнебомвовсеммиреявляются самойэффективнойформойспасения архитектурногонаследия, утрачи­ваемогопоразнымпричинам. Однаиз них - затоплениеобширныхтерри­торий, связанноесостроительством гидроэлектростанций. Внашидни завершаетсявозведениечетвертой ступениАнгарскогокаскадаГЭСв Богучанах (ВосточнаяСибирь, Красноярскийкрай). Хотяподготов­каложаБогучанскоговодохранилища ведетсяс 1970-хгодовизаэто времяликвидированыпрактически всестарыенаселенныепункты, на территорииУсть-Илимскогорайона Иркутскойобластиуцелелинемного­численныеобъектынародногодере­вянногозодчества. Входеэкспедиции студенческогореставрационного отрядаИрГТУлетом 2010 годав деревнеЁдарме, в 100 кмнижепо АнгареотрайцентраУсть-Илимска, награницесКрасноярьем, был выявленрядобъектов, представляю­щихархитектурно-этнографическую ценность. Выполненызначительный объемобмерныхработ, детальная фотофиксацияобъектов (см. ста­тьюобэтомвПБ31, с. 110-117).

Наосновематериаловтойэкспе­дициизаучебныйсезон 2010-2011 студентамиархитекторами-рестав­раторамиИнститутаархитектурыи строительстваИрГТУбылиразрабо­таныкурсовыепроектынатему «Сельскаяусадьба»и«Музейнародно­гобыта». Крометого, втомже 2011 годуоднимизучастниковэкспедиции - дипломницейМариейБеловой -былавыполненанаучно-исследова­тельскаяработанатему«Историко-архитектурноеобоснованиесоздания музеядеревянногозодчества «Илимскаядеревня» (набазепереносимыхобъектовиззонызатопления БогучанскойГЭС)» (руководителикан­дидатархитектуры, доктористори­ческихнаук, профессорМ. Г. Меерович, доцентА. К. Чертилов). На Международномсмотре-конкурседип­ломныхпроектовиработпоархитек­туре - 2011, прошедшемвЕреване, этаработаудостоенадипломапер­войстепени. Статьяподготовлена наматериаледаннойработы.

Научноеобоснованиеспроектны­мипредложениямикгенеральному планупланируемогомузея, ксожале­нию, вреальномпроектированиине былоиспользованопопричиненеза­интересованностиусть-илимских властейвсозданиивгороде, очеред­ного, третьегопосчетунатеррито­рииИркутскойобластимузеядере­вянногозодчества. (Напомним, что, кромеизвестногомногимв ПрибайкальеАЭМ«Тальцы», в Братскесуществуетещеодин, менее известный - архитектурно-этногра­фическийфилиалгородскогообъеди­ненногомузея«Ангарскаядеревня».)

В 2012 годуадминистрацией Иркутскойобластипринятооконча­тельноерешениеоперемещениивсех ценныхобъектовизЁдармыв «Ангарскуюдеревню». Внастоящее времяразобранныевоктябретого жегодасрубы, конструкциидомов, хозяйственныхпостроекнаходятся натерриториимузея, ждутсвоей реставрации, музеефикации. Темни менее«усть-илимское»обоснование научносостоялось, аргументировано иостаетсяактуальным, Онопред­ставляетсобойнетолькопрактиче­скую, ноиметодическуюценностьи можетбытьиспользованоприразра­боткенаучно-исследовательских работпородственнойтематике.

Исходнаяситуация

Город Усть-Илимск, появившийся во второй половине XX столетия в связи со строительством очередных инду­стриальных гигантов на Ангаре -Усть-Илимской ГЭС и Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (ЛПК), является территориальным преемни­ком древнего Илимска, бывшего некогда центром легендарного обширного воеводства, земли которо­го частично стали дном водохранили­ща. Единственно уцелевшая матери­альная память об архитектуре Илимского острога хранится под Иркутском - в архитектурно-этногра­фическом музее «Тальцы», куда выве­зены из зоны затопления, отреставри­рованы отдельные уникальные памят­ники народного деревянного зодче­ства - острожная Спасская башня и Казанская церковь, а также две крестьянские усадьбы из деревни Ёдармы.

Советский Усть-Илимск заложен в 1966 году у Толстого мыса. В 1973-м он получил статус города областного подчинения. Является администра­тивным центром Усть-Илимского рай­она, расположенного на северо-запа­де Иркутской области. Застраивался город по генеральному плану, состав­ленному ЛенНИПИградостроительства в соответствии с проектом районной планировки, выполненным институтом «Гипрогор» в 1962 году. Главная идея генплана - строительство современ­ного города в тайге.

Райцентр разделен рекой Ангарой и водохранилищем на две части: более раннюю левобережную, назы­ваемую горожанами «старый город», и правобережную - «новый город». Левый берег освоен изыскателями, где изначально возник небольшой поселок, получивший дальнейшее развитие. Правобережье же застраи­валось сразу по генеральному плану, имеет селитебную и промышленную территории, разделенные лесозащит­ной полосой. Ниже плотины располо­жен ЛПК. Промышленные районы с жилыми кварталами соединяют широ­кие магистрали, пересекающие город с севера на юг. Административный центр размещается на возвышенности между двумя логами. С поперечных улиц, идущих с востока на запад, рас­крывается захватывающая дух пано­рама на водохранилище и таежные дали. При строительстве между мик­рорайонами были оставлены участки многовековой тайги, также как и включенные в застройку зеленые ост­ровки.

Являясь примером современного урбанизированного города, Усть-Илимск лишен памятников истории и культуры, в том числе деревянного зодчества. Чего не скажешь о его соседе - Братске, возникшем также со строительством ГЭС, который сохра­нил свои исторические корни: здесь создан небольшой, но привлекатель­ный музей деревянного зодчества «Ангарская деревня». Попытки созда­ния подобного музея в Усть-Илимске также предпринимались. Первая была в 1988-1990 годах, когда по заказу Усть-Илимского ЛПК известными мос­ковскими исследователями, реставра­торами русского деревянного зодче­ства А. В. и Е. А. Ополовниковыми был выполнен проект историко-музейного комплекса «Илимская кре­пость». Проект, оставшийся нереали­зованным, в силу своей добротности достоин отдельной публикации. Здесь же необходимо отметить, что его основная идея - разместить истори­ческие постройки внутри острожных стен, причем все, включая башни, стены, выполнить в так называемом новоделе, - коренным образом отли­чается от предлагаемой нами.

Предпосылкидлясозданиямузея. Толчком для идеи создания нового музея деревянного зодчества на Ангаре послужили материалы экспе­диции студенческого реставрацион­ного отряда ИрГТУ, состоявшейся в 2010 году в единственно тогда еще сохранившуюся, но брошенную (а сегодня уже затопляемую) деревню Ёдарму (100 км ниже Усть-Илимска).

С целью выявления принципов определения музейной планировоч­ной, экспозиционной структуры было проанализировано около сорока при­меров организации аналогичных музеев, как западных, так и отече­ственных, в том числе сибирских. Зарубежные страны - Белоруссия, Грузия, Дания, Латвия, Украина, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония. Российский музейный опыт проанали­зирован в Архангельской, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Костромской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской, Пермской, Свердловской, Суздальской, Тверской областях, республиках Бурятия, Карелия, Удмуртия, Якутия, Красноярском крае.

Базой для комплексного анализа послужили библиографические (текс­товые и графические) источники, материалы периодической печати, нормативно-методическая документа­ция, некоторые проектные разработки, данные натурных и экспедицион­ных исследований, а также ресурсы Интернета. В результате выявлено полутора десятка видов музейных комплексов (скансены, музеи под открытым небом, музеи деревянного зодчества, этнографические музеи и т. п.), раскрывающих принципы их зарождения и формирования. Основной причиной создания таких музеев почти всегда являлась угроза утраты памятников на изначальных местах их расположения. В России одним из факторов исчезновения объектов народного зодчества, поми­мо многих иных, служили и служат, возводимые гидроэлектростанции. В частности, из-за этого возникли оба архитектурно-этнографических музея в Иркутской области - «Тальцы» и «Ангарская деревня». Кроме того, в единичных случаях экспозиция раз­вивалась на базе усадеб, первона­чально использовавшихся в коммер­ческих целях (Белоруссия), или для усиления мемориального значения поселения (Шушенское). Инициаторами выступали как частные лица, так и общественные организа­ции, а также правительства. Либо совместно - частные лица и прави­тельства.

В ходе исследования выявлены три типа музея, основанных на сохраняе­мых на месте или переносимых памят­никах: 1) музей-резерват; 2) музей из перевозимых объектов; 3) смешанный музей (на базе одного либо несколь­ких объектов-резерватов). Варианты выбора площадки размещения музея: а) выделение специального земельно­го участка; б) на территории, являю­щейся рекреацией или природным памятником; в) на территории уже существующего музея или рядом с ранее располагавшимся историческим поселением, или ценным архитектур­ным объектом. По географическому признаку музеи размещаются: а) в селе, вдали от города (на расстоянии 17-70 км), б) в пригороде, в) в городе (в центре, в рядовой застройке, на окраине). По топографическому при­знаку они занимают: 1) островное положение, 2) прибрежное (около реки, водохранилища, пруда, озера), а также 3) материковое или 4) смешан­ное (островное и прибрежное, как, например, «Кижи»).

В работе рассмотрены различные примеры создания музейных экспози­ций: 1) на основе предварительно разработанного генерального плана, схемы размещения объектов; 2) при отсутствии таковых; 3) размещение первых объектов при отсутствии ген­плана с последующей его разработ­кой. Была сформирована типология музеев по их масштабу, определенно­му исходя из количества объектов и занимаемой площади: а) малые (5-11 объектов, 4,5-12 га), б) средние (15-46 / 30-52), в) большие (50-85 / 60-100), г) крупные (100-300 объ­ектов, 140-390 га). Выделены разно­видности музея по масштабу и струк­туре: 1) музей-усадьба (представлена одна усадьба-комплекс); 2) музей-поселение (характерными объектами представлено типичное либо опреде­ленное поселение); 3) музей-парк (свободная постановка характерных объектов); 4) музей-«регион» (отдельными секторами представлены определенные районы региона); 5) музей-«страна» (секторами либо еди­ничными объектами представлены регионы страны).

Кроме того, выявлены и описаны «функционально-тематические» про­фили музеев в зависимости от специ­фики формирования экспозиций: 1) историко-этнографический (по регио­нам); 2) архитектурный (преобладает композиционный принцип); 3) сме­шанный (историко-этнографический и архитектурный; историко-этнографи­ческий и тематический; историко-этнографический и хронологический, другие).

По количеству экспозиционных секторов выделяются музеи, имеющие от двух до одиннадцати различных обособленных зон; обнаружены при­меры с отсутствием зонального разде­ления. При их размещении в боль­шинстве случаев за основу брались особенности исторического ландшаф­та и планировочные характеристики местности. Подборка объектов для формирования экспозиций, как пра­вило, проводилась по результатам специальных экспедиций или в результате целенаправленного пере­носа утрачиваемых памятников. Неэкспозиционные секторы, как пра­вило, представлены лишь администра­тивно-хозяйственным и рекреационно-развлекательными функциями.

Помимо этого, статистический под­счет объектов, формирующих музей­ные экспозиции, позволил классифи­цировать постройки натри группы. Первая группа (обязательные состав­ляющие в количестве более 20% от общего числа объектов) включает: жилой дом, амбар, баня, хлев, навес, сарай, погреб (т. е. условно - ком­плекс усадьбы); мельница, кузница, овин, рига, гумно (т.е. производство); церковь, часовня, колокольня, школа, торговые, питейные (т.е. обществен­ные); далее - оборонные, промысло­вые, сезонные, археологические, дру­гие. Вторая группа (вспомогательные, «не стандартные», 6-20% от общего числа) включает: общественные амба­ры (мангазеи), управы, тюремные, мастерские, пожарные, поварни, скла­ды, культовые этнические, зимовья, прочие. Третья группа (редкие, менее 6% от общего числа объектов) вклю­чает: почту, медоварню, пекарню, гон­чарню, маслобойню, лесопилку, сук­новальню, винокурню, смолокурню. Следует отметить, что в российских музеях наиболее часто встречаются (кроме жилых построек): церкви, бани, овины, оборонные сооружения, а в зарубежных - школы и сараи. Также характерной чертой российских музеев является размещение в экспо­зициях зимовий и тюремных построек, а для зарубежных музеев характерны: мастерские, склады и производственные сооружения (сук­новальни, маслобойни и пр.).

Выводы. Музеи под открытым небом предназначены для сохране­ния, изучения народного историко-культурного наследия. Создаются они, как правило, в результате угрозы утраты памятников по различным причинам. В редких случаях встреча­ется целенаправленный подбор экс­понатов. Первоначально музеи возни­кали по инициативе частных лиц и обществ, поддержка государства ока­зывалась позднее. Как правило, они формируются из перевозимых объ­ектов. Менее распространены музеи-резерваты, сохраняемые на исконных местах в полном составе, либо допол­няемые переносимыми постройками. Музейная территория в большинстве случаев является исторически значи­мой, что, как правило, отражается в названии музея.

Характерно тяготение музеев к городам (размещение в застройке, на окраине, в пригородной зоне), хотя встречаются музеи и на значительном удалении от крупного населенного пункта (при условии наличия удобной транспортной доступности). Не менее важна близость водных объектов: при отсутствии естественных (рек, озер, водохранилищ) специально создаются искусственные (каналы, пруды).

Создание первых музеев осуществ­лялось без разработки какой-либо схемы размещения, в результате чего при дальнейшем их развитии возни­кали трудности экспозиции (нарушение расстояний, сочетаемости объ­ектов, пр.). Порой доходило до пере­носа музея на другую площадку. Но даже при наличии генерального плана в некоторых случаях приходи­лось экстренно вывозить и размещать объекты «как придется», поскольку на корректировку, согласование и утвер­ждение генплана требовалось значи­тельное время. Таким образом, оче­видно, что при проектировании ген­плана музея под открытым небом необходимо предусматривать пер­спективу его развития, пополнения новыми экспонатами.

Музеи различаются по масштабу экспозиции. Самым мелким является музей-усадьба (показ взаимосвязан­ных объектов в одном локальном ком­плексе) или ряд построек (демонстра­ция единичных объектов исторически, композиционно не связанных). Более полной информацией обладают музеи, представляющие характерное для региона поселение, как с отраже­нием всех его архитектурно-планиро­вочных особенностей, так и путем свободной расстановки уникальных и типичных зданий. Комплексный показ обеспечивают музеи, экспозиция которых рассредоточена в изолиро­ванных секторах, где каждый демон­стрирует в виде модели поселения определенных районов (регионов).

Помимо экспозиционного материа­ла, музей должен обладать сопут­ствующей инфраструктурой. Главными являются административно-хозяйственные (для сотрудников) и рекреационные (для посетителей) отделы. Размещение их различно: как в экспозиции, так и с выносом в отдельные сектора.

Концепциямузеядеревянногозод­чества«Илимскаядеревня». На основе выявленных принципов формирования экспозиций музеев под открытым небом и с учетом осо­бенностей народной архитектуры Среднего и Нижнего Приангарья раз­работана концепция создания музея деревянного зодчества «Илимская деревня» в Усть-Илимске. Определены рекомендации по общим параметрам, экспозиционным и неэкспозиционным секторам, экспо­нирования и использования объ­ектов.

Расположениемузейныхобъ­ектоввсистемегорода. Музей дере­вянного зодчества «Илимская дерев­ня» в Усть-Илимске предполагается как составная часть системы рассре­доточенных в городской черте объ­ектов (филиалов) существующего городского Краеведческого музея, что подразумевает централизованное размещение основной части админи­стративно-хозяйственного комплекса на территории этого музея (фондо­хранилище, библиотека, служебные помещения и пр.). Площадка проекти­руемого музея представляет собой среднюю часть обширной лесопарко­вой (рекреационной)зоны на правом берегу Усть-Илимского водохранили­ща. Согласно генплану города, на нее выходит главный проспект, проходя­щий через застройку, охватывающую амфитеатром береговые склоны.

При проведении ландшафтного анализа площадки по крутизне укло­нов и гипсометрии были выявлены оптимальные для размещения экспо­зиций и организации точек обзора участки. Вся территория имеет пони­жение от автодороги к водохранили­щу (с запада на восток), а также повышение в направлении с юга на север. В диагональном направлении проходит заброшенная промышлен­ная железная дорога, насыпь которой частично предлагается использовать в качестве эксплуатационной (неэкспозиционной) автомобильно-пешеходной дороги, остальные уча­стки - рекультивировать. Парковая зона во многом состоит из естествен­ного лесного массива, представлен­ного разными сочетаниями пород деревьев, в основном - сосна, береза, осина. Вырубки потребуются в незначительном объеме с обязатель­ной компенсацией насаждений. Впадающий в водохранилище лог с ручьем пригоден для размещения мельничной заимки. Кроме того, предполагается в старинном поселке Невон (левый берег Ангары, ниже плотины) на базе нескольких дере­вянных усадеб, памятников-резерва­тов создать центр народного творче­ства и ремесел. Для рекреационно-развлекательных, прогулочных целей также используется остров Нижний.

Общиепараметрыпланируемого музея. Изначально рассматривались три потенциальные площадки разме­щения музея. Первая - около здания городского музея, на пустыре, совсем рядом с центральным жилым микро­районом. Вторая - островная, в бук­вальном смысле: этот отрезок Ангары знаменит мелководьем, многочислен­ными островами, на которых тради­ционно часто располагались русские заимки, деревни, села, их использова­ли как выпасы, сенокосы, поэтому логичным было бы размещение музея на ближайшем от города острове, ниже по течению. Третья - в обшир­ной рекреации, предусмотренной ген­планом города, в естественном зеле­ном массиве правого берега водохра­нилища, недалеко от оздоровительно­го комплекса (курорта) «Русь». Площадка должна была отвечать основным критериям: территория -вмещать семь усадеб (= 4,5 га) и дру­гие необходимые сектора. В итоге был выбран третий вариант.

Хронологическиеграницы опре­делились в диапазоне XVIII - середи­на XX столетия. Наиболее характер­ной планировочной схемой русских старожильческих поселений данного района являлась линейно-речная (одно- или двухрядная, реже много­порядковая, встречались гнездовая, смешанная). Целесообразно предста­вить основные планировочные типы усадеб: одно-, двух- и трехдворные, с открытым и крытым дворами; геомет­рического очертания: вытянутая поперек или вдоль улицы, либо при­ближенная к квадрату, неправильной формы. Представить существовавшие до затопления территорий характер­ные типы жилых домов: клеть (одно­колок), дом-связь, пятистенок, шести-стенок (крестовик), «круглый» дом. Воссоздать по материалам этнографи­ческих экспедиций интерьеры изб определенного времени. Насыщение экспонатами: предметы быта, орудия труда, пр. С усадьбами должны соче­таться («из той эпохи»): огороды, сельхозугодия, местные дикие и домашние животные. Естественный фон окружения - водоем, лесной мас­сив («тайга»).

Экспозиция. Разделение по исто-рико-этнографическим, хронологиче­ским, тематическим, архитектурно-функциональным, социально-эконо­мическим принципам. Показ сравни­тельных и индивидуальных характе­ристик объектов путем формирования раздельных секторов. Построение экспозиции на основе исторических планировок поселений и исконного ландшафта. Комплектация усадеб характерными, типичными постройка­ми, либо перевоз целиком усадебных комплексов. Допустимы реставра­ционные копии (макеты в натураль ную величину) и реконструкции объ­ектов. Учитывается социальное рас­слоение. Обязательно отражение этнографической темы в аборигенной экспозиции (эвенки, буряты).

Экспонирование. Обязательно наличие «центральной» площади для проведения праздничных мероприя­тий. Комплексный показ предметов народной культуры и быта. Функционирование построек; показ традиционных ремесел и производств (действующие объекты); систематиза­ция осмотра экспозиции; разработка маршрутов и графиков движения посетителей; применение информа­ционных стендов; устройство посто­янных и временных выставок.

Использованиеобъектов. Музейный показ экстерьеров и интер­ьеров; проведение выставок; гости­ницы, музейные лавки, магазины, хозяйственные нужды, временное жилье для сотрудников, фондохрани­лище, административные, ремесла.

Экспозиционнаяструктура (сек­торы). Деревенское поселение (усадьбы, отдельные общественные постройки). Комплексы: производ­ственный (гумно, мельницы, кузница, пр.); охотничье-промысловый ком­плекс (станы, зимовья, лабазы, охот­ничья оснастка); этнический (юрты, чумы, прочая жердевая архитектура); культовый (православная церковь, часовня, молельный дом); археологи­ческий; земледельческий (пашня, покосы); животноводческий (выгоны, пастбища).

Неэкспозиционнаяструктура (секторы). Комплексы: администра­тивно-хозяйственный (кассы, служеб­ные помещения, временное жилье для сотрудников, помещения охраны и пр.); сопутствующий (торговые лавки, кафе, рестораны, гостиницы); научный (реставрационный, библио­тека, архив, фондохранилище).

Схемагенеральногопланамузея. Выбранная площадка под музей (11 га) позволяет разместить необходи­мые, обозначенные выше сектора, в основном изолированные друг от друга. Ядром экспозиции является комплекс XIX века, основу которого составляют перевозимые из Ёдармы объекты народного деревянного зод­чества. Остальные экспозиционные сектора предполагается комплекто­вать подлинными объектами в даль­нейшем, выявляемыми в Усть-Илимском и смежных с ним районах последующими экспедициями, и постройками, воссозданными «по образу и подобию» исторических, т.е. реставрационными копиями. Оснащение современными коммуни­кациями объектов предусмотрено только в неэкспозиционных зонах (входная, административно-хозяй­ственная, гостиничная).

Предусмотрено создание 12 секторов, экспозиционными из которых являют­ся шесть: русский, производственный, промысловый, эвенкийский, археоло­гический, лесной. К неэкспозицион­ным зонам относятся: входная, адми­нистративно-хозяйственная, выста­вочная, детская, гостиничная, пикни-ковая.

В административно-хозяйственной и входной зонах размещены: здание администрации, трактир, касса с музейным магазином, охранный пункт, реставрационные мастерские, автомо­бильная парковка. Ниже по рельефу расположен детский городок, обору­дованный различными историческими малыми формами типа карусели, качелей и пр.

Русскийсектор подразделяется на четыре зоны по хронологическому признаку (XVIII, XIX, XX века). Основу композиции формируют перевозимые из зоны затопления усадьбы и отдель­ные объекты народного деревянного зодчества из Ёдармы. Первоначальным типом застройки Приангарья был гнездовой, который представлен в зоне XVIII века усадь­бой с крытым двором. Подобная структура характерна для первопосе­ленцев с Русского Севера. В дальней­шем, под влиянием климатических условий, надобность в крытом дворе отпала. Появляются однодворные, а затем двух- и трехдворные усадьбы с разделением на чистый и хозяйствен­ный (+ скотный) дворы. Застройка приобретает порядковый тип с прио­ритетной ориентацией лицевыми фасадами на воду. Позднее образо­вывается уличная планировка с дву­сторонней застройкой. Порой склады­вается совмещенный тип - одно- и двусторонней планировкой, как в Ёдарме. Немаловажное значение имело ориентирование изб по сторо­нам света - жилой частью, окнами преимущественно на юг. Этот прин­цип соблюден и в зоне XIX века. С течением времени поселение разви­валось и церковь, возводившаяся, как правило, на краю села, оказывалась в застройке, часто формируя главную и единственную площадь. Таким обра­зом, культовое сооружение (по анало­гу церкви из села Ката) поставлено в центральной части экспозиции, отде­ляя дореволюционную застройку от комплекса советского периода. С некоторым смещением от церковной площади обозначена ярмарочная зона. В советское время происходит сокращение земельных наделов (в соответствующем комплексе показаны четыре жилые усадьбы, школа), появляются новые объекты (поселко­вое правление, клуб, магазин, больни­ца - также представлены в экспози­ции), здесь планировка принята улич­ная, двусторонняя.

Производственныйсектор. Приангарские селения окружали раз­бросанные и, как правило, не связан­ные между собой производственные постройки и угодья. Поэтому сектор разбит на подгруппы, размещенные с учетом ландшафтных условий. Под пашню выбирались южные склоны, участки могли находиться на значи­тельном расстоянии от деревни, поэ­тому нередко на заимках ставились временные сооружения (балаганы, шалаши, юрты (чумы)) или более основательные - избушки, срубные зимовья. На мельничной заимке пока­зан мельничный комплекс: наливная мельница, ставившаяся при сооруже­нии плотины; мельница-мутовка, наи­более распространенный тип в Приангарье; мельница-ледянка, уста­навливавшаяся в зимний период на льду; и паровая мельница, появив­шаяся в советское время. Под дом мельника приспосабливается одно из переносимых зимовий из Ёдармы. За ручьем - сенокосная заимка с балага­ном, шалашом.

Гумно традиционно находится за пределами поселения: овин, рига и подтоварник. Последнее сооружение относится уже к середине XX века, колхозному периоду, это крупный производственный навес, его можно использовать под реставрационную или ремесленную мастерскую. Рядом - колхозный комплекс: действующая конюшня с конным двором и выездкой, и скотоводческая ферма (возможно приспособить под универ­сальный зал, лекторий). Выгоны для скота, как им и положено, распола­гаются за огородами. Также за преде­лы жилой зоны с целью пожарной безопасности выносились такие постройки, как мангазея (обществен­ный амбар), кузница, смолокурня, дег-тегонка, кожевня. У воды ставились бани. Размещение огородов было раз­личным: как позади усадьбы, так и перед ней, на береговом склоне. В музее представлены все варианты, кроме того, огород усадьбы XVIII века решено расположить с отрывом от двора, на берегу реки, в целях показа льняной культуры, возделывание которой было характерно и распро­странено в Приангарье именно в то время.

Кпромысловомусектору относят­ся рыболовецкий стан с зимовьем и различными малыми формами, запроектированный напротив совет­ского комплекса на берегу, и охот­ничье «ухожье», состоящее из зимо­вий XIX и XX столетий, лабаза, лову­шек, размещенных на возвышенном участке за деревней, к нему ведет тропа через «степь» и «тайгу».

Эвенкийскийсектор. За пашенны­ми угодьями, в отдалении обозначен этнографический сектор аборигенно­го населения, состоящий из зимнего стойбища и летнего юртовища. В обоих станах показаны чумы (крытые шкурами, корой), загон для оленей, лабазы, ловушки, сушилки, будки для охотничьих и ездовых собак. На зим­нем стане показано лесное захороне­ние, на летнем - святилище. Имеется спуск к воде, где на берегу - эвенкий­ские лодки-плоскодонки.

С другой стороны деревенской око­лицы запланирована прогулочная лесная зона с экологической тропой и археологическийкомплекс, где можно показать раскопы, в павиль­онах разместить археологические находки. Для многодневного разме­щения посетителей предусмотрен гостиничный комплекс, включающий три усадьбы с «огородами», клуб для проведения конференций, других подобных мероприятий, банный ком­плекс. При желании гости могут озна­комиться с практикой возделывания различных старожильческих культур на огородах.

Экспозиционныемаршруты. Маршрутный план предполагает про­ведения экскурсий любой тематики. Маршруты разработаны таким обра­зом, что возможен выбор очередности и полноты осмотра секторов, т.е. поз­воляет включать или исключать из экскурсии те или иные комплексы. Для достижения большего комфорта посетителям предоставляются музей­ные транспортные услуги: поездки на лошадях (верхом, на телегах), оленях, велосипедах, лодках. Минимальный маршрут включает осмотр только одного сектора, например, русского, компактно расположенного в цент­ральной части музея.

Заключение

Музей деревянного зодчества «Илимская деревня» в Усть-Илимске посредством показа как подлинных памятников, так и реставрационных копий в окружении естественной для них среды, был задуман нами как значимая местная достопримечатель­ность, способная продемонстрировать региональное своеобразие практиче­ски утраченного народного архитек­турного наследия этой части Приангарья. Он мог стать посещаемым местными жителями, в первую оче­редь школьниками, молодежью, кото­рые, скорее всего, уже никогда не увидят, не узнают деревенской жизни ангарских первопоселенцев, своих предков. Кроме того, несомненно, это был бы единственный в городе тури­стический объект такого рода, основу которого составляют оригинальные ретрообъекты. Увы, последние свиде­тели минувшей эпохи Илимского вое­водства переехали в другой город, в соседний Братск. Как ни печально констатировать, но историческая нить в Усть-Илимске прервана...

 

Литература

Ангара - дочь Байкала. - Иркутск, 1994. Бубис Н. Г. Село «у Невона-камня»// Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII-XX вв. - Иркутск, 2007. - С. 324-337. Бубнов А. С. Илимская пашня. Время пере­мен. - Иркутск, 2002.

Вагнер Г. К. Деревянное зодчество русских старожилов в Среднем Приангарье// Советская этнография. - 1956. - № 3. - С. 54-68.

Вилков О. Н., Резун Д. Я. Историко-архитек-турные особенности Илимского края в XVII в. // Известия СО АН СССР. - 1978. - № 1. -Серия общественных наук. Вып. 1. - С. 92-97.

Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в ХVII в. // Труды ИЭ им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Новая серия. Т. 55. -М, 1960.

Ковалев А.Я. Ангарский каскад. - М, 1975. Колгушкин В. Д. Развитие деревянного зод­чества Нижнего Приангарья в процессе засе­ления и освоения района // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII - начало XX в.). - Новосибирск, 1983. - С. 44-56.

Маковецкий И. В. Деревянное зодчество Среднего Приангарья XVI-XX вв. // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 1. Приангарье. - Новосибирск, 1971. - С. 106-143. Маслова Г. С., Сабурова Л. М. Этнографическое изучение русского колхоз­ного крестьянства Восточной Сибири в 1957-1959 гг.// Советская этнография. -1960. - № 5. - С. 118-128. Маслова Г. С., Сабурова Л. М. Этнографическое изучение русского населе­ния Восточной Сибири// Советская этногра­фия. - 1958. - № 3. - С. 154-167. Нефедьева А. К. Мукомольный промысел в Среднем Приангарье (конец XIX - начало XX в.) // Тальцы. - 1997. - № 1(2). - С. 3-9. Нефедьева А. К. Памятники Илимска в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»// Земля Иркутская. - 2006. - № 2(30). - С. 89-93.

Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Земля Иркутская деревянная. - М, 2004. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Избяная литургия: книга о русской избе. - М, 2002.

Роговской Е. О., Лохов Д. Н. Исследования древних культур Илима// Земля Иркутская. - 2006. - № 2(30). - С. 3-9. Сабурова Л. М. Культура и быт русского населения Приангарья. - Л, 1967. Тихонов В. В. Усадьба крестьянина Зарубина Среднего Приангарья начала XX века// Тальцы. - 2001. - № 1(12). - С. 66-70. Чертилов А. К. Объекты народного деревян­ного зодчества в зоне затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС (участок Иркутской области) // Проект Байкал. -2012.-№31.-С. 110-117.

Чертилов А. К. Прощание с Ёдармой // Наследие народов Российской Федерации. - 2011.-№3-4. -С. 79-82.

Шерстобоев В. Н. Илимская пашня. В 2 т. - Иркутск, 1949,1957.

Шмелев В. Г. Музеи под открытым небом: очерки истории возникновения и развития. - Киев, 1983.

текст: Мария Белова, Марк Меерович, Алексей Чертилов
фото: Алексей Чертилов
графика: Мария Белова

 

Журнал "Проект Байкал/Project Baikal" №35, 2012 год