Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

История застройки и перспективы развития района и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара Ленинского округа Иркутска

Переправа по Ангаре на плашкоуте

Вид Вознесенского мужского монастыря с Московского тракта. Фото 1904 года

Соборный храм Вознесения Господня Вознесенского мужского монастыря

Успенская церковь монастыря

Есть в Иркутске район, по своей исторической значи­мости не уступающий центру города. Его развитие все­гда зависело от основных направлений продвижения и жизнедеятельности человека по пути освоения Сибири. Это интересное место трудно назвать одним словом, так как здесь одновременно находится несколько поселений: поселок Жилкино, поселок им. Кирова, Военный городок, бывшая территория Вознесенского монастыря, Релка и множество дачных кооперативов. Ближе к Ангаре местность, в устье Иркута, представляет собой осередок, образовавшийся в русле реки и вытянутый вдоль него. Осередок посте­пенно смещается вниз по течению, нарастая нижним концом и размыкаясь на верхнем конце - приверхе. Осередок разделяет Иркут на рукава и проливы. Современная долина Иркута, при впадении в Ангару, всегда представляла собой сильно заболоченный из- за постоянных разливов район, среди которого возвы­шались островки сосновых и березовых рощ. Далее по Ангаре в давние времена шли дремучие леса. Речная долина левого берега Иркута располагается на северо- западе Иркутска и входит в Ленинский административ­ный округ города. В настоящее время этот район, рас­положенный вдоль загруженной автострады, ведущей в Ново-Ленино, производит впечатление сплошной промышленной зоны. Неказистая малоэтажная застройка, склады, бетонные заборы, грязная заболо­ченная местность вызывают уныние и грусть. Удивительно, что, находясь всего лишь в десяти мину­тах езды от центра города, этот участок земли может поразить своей заброшенностью и навеять воспомина­ние о фильме «Сталкер». Однако хронология освоения данной местности уходит в далекое прошлое. Были времена расцвета, больших надежд и строек. Но, к сожалению, удивительные повороты истории, желания и действия людей, чиновников и горожан, не способ­ствовали, может быть, более удачному пути развития.

Начало всему положило богоугодное дело старца Герасима. В XVII веке именно эта местность была выбрана им для устройства небольшой обители, с годами ставшей пристанищем многих верующих. Как свидетельствует одна из иркутских летописей, старец Герасим вместе с боярским сыном Иваном Максимовым испросил разрешения у тогдашнего Тобольского митрополита построить монастырь на берегу Ангары, недалеко от впадения в нее Иркута. В грамоте митрополита Корнилия говорится: «В Иркутском остроге по край Ангары реки построить монастырь и церковь воздвигнуть во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа...» В январе 1673 года, через 15 лет после постройки Иркутского острога, был основан Вознесенский муж­ской монастырь. По мере его роста и развития служи­тели оказывали благотворное влияние на все стороны жизни города и его окрестностей. Судьба поселка Жилкино также тесно связана с историей монастыря. Постепенно повышалось значение монастыря в духов­ной и экономической жизни города. Основная задача монахов заключалась в том, чтобы «служить притекаю­щим в обитель» людям. Ежегодно монастырь посещали более пяти тысяч паломников. Любой человек, при­езжавший в Иркутск, будь он пеший, или конный, или пришедший на корабле, не мог миновать Вознесенский монастырь. Московский тракт проходил как раз рядом с монастырем. Неоднократно в нем станавливалась царская семья. Для нужд монастырской братии, а также для бедных странников в монастыре были орга­низованы различные службы. На землях, принадлежа­щих монастырю, собирались богатые урожаи злаковых и овощей. Вокруг монастыря возникли деревни Жилкино и Боково. Принадлежали монастырю и земли по берегу Ангары и в устье Иркута, на месте нынешних поселков Жилкино, поселка им С. Кирова, поселка им. М. Горького, Военного городка и частично Иркутска II. Территория, на которой ныне находится поселок имени Кирова, из-за переувлажнения использовалась для выпаса скота, здесь были покосы, также принадлежа­щие Вознесенскому монастырю.

Однако основной толчок к освоению и заселению этого района дало строительство дорог. В середине XVIII века до Иркутска был проложен Московский тракт. Уже в 1749 году из города выезжали по новой сухопутной дороге, то есть по Московскому тракту, хотя официальное открытие дороги Иркутск - Красноярск произошло в 1768 году. Через ангарскую протоку пришлось построить мост, соединяющий Московский тракт с островом Любви. Далее на плаш­коуте (от нидерл. plaatschuit), несамоходном грузовом судне, с острова Любви (ныне комсомольского) экипа­жи и людей переправляли на правый берег Ангары. В черте Иркутска действовало два перевоза на плашкоу­те (пароме) через Ангару: Московский (на Московском тракте) и Троицкий, соединяющий центр города с Глазковским предместьем. Плашкоут ходил взад и впе­ред при помощи одного течения реки. Он состоял из двух судов, соединенных друг с другом общим помо­стом для людей и экипажей. От обыкновенного судна плашкоут отличался двумя вертикальными рамами, служащими для направления движения между берега­ми. Ход его осуществлялся благодаря канату, один конец которого крепился к якорям нескольких лодок, другой к рамам парома. С помощью плашкоута можно было перебраться от одного берега к другому за 4-5 минут. До сих пор из воды торчат останки старой при­стани и понтонного моста Московского перевоза. В 1866 году арендатор переправы Либгардт построил на острове Любви увеселительный сад со строениями для отдыха горожан, но простоял он не долго. В августе 1869 года все постройки и сам сад унесло сильным прибытием воды, и вновь его отстраивать не стали. Это еще раз подтвердило непредсказуемость речной доли­ны Иркута и невозможность возведения на ней каких- либо капитальных строений. Пристань Московского перевоза на правом берегу Ангары в разные годы рас­полагалась в двух пунктах: в створе Ланинской улицы (сейчас Декабрьских Событий) у Московских ворот и в районе городского сада у Спасской церкви. У Московских ворот переправа находилась с начала 1860-х годов до 1883-го и с 1898 года до ликвидации переправ. На плане 1907 года хорошо видна перепра­ва к пристани у Спасской церкви.

На плане 1908 года переправа сориентирована на Московские ворота. На Московском перевозе с 1892-го по 1898 год плашкоут не работал, перевоз осуществ­лялся только на карбасах. Но с 1898 года плашкоутную переправу возобновили. Согласно документам 1721 года, по Московскому тракту от села Жилкино до Иркутска было всего 10 верст (10,7 км).

Всех приезжающих встречали Московские ворота, торжественно заложенные 9 июля 1811 года по случаю празднования десятилетия царствования Александра I. Ворота строились по проекту Я. А. Кругликова. 15 сен­тября 1813 года их постройка была закончена. Московские триумфальные ворота стояли на одном из четырех главных выездов из города, а именно на Московском направлении, ведущем в Европейскую часть России. Именно поэтому они получили название Московские ворота. В 1912 году несколько легких под­земных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тысяч пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. После тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имев­шимися тогда способами, исправить положение. Московские ворота были разобраны в 1928 году из-за полной ветхости.

В разное время Городская дума неоднократно обсуждала вопрос о строительстве постоянных мостов через Ангару и Иркут. В первую очередь городу необходим был мост через Ангару. Поступали предло­жения продолжить Московский тракт и построить мост напротив кафедрального собора, напрямую в центр города. В этом случае отпадала необходимость в строительстве моста через Иркут. Однако исполняю­щий обязанности городского головы П. Я. Горяев отверг целесообразность строительства моста через Ангару в этом месте. Он считал, что городу в первую очередь нужна связь с Глазковским предместьем и Кругобайкальским трактом. Стали невыгодны две пере­правы и старый понтонный мост, которые уже не справлялись со всеми потребностями города. Требовалось сократить расходы на содержание восьми мостов через протоки на старом участке тракта. Регулярные разливы Иркута, подтопление территорий, большое количество проток, быстрое течение Ангары ниже впадения в нее Иркута и сплав леса - все это и другие важные аргументы убедили Городскую думу отказаться от данного варианта. «Если бы понтонный мост через Ангару находился у собора, то связь города с Глазково, с железной дорогой через Иркутный мост была бы невыгодной. В декабре 1890 года Иркутская городская дума приняла решение о строительстве в черте города двух гужевых мостов: деревянного на сваях через Иркут и понтонного через Ангару». В 1891 году новый мост через Иркут был пущен в эксплуата­цию, и к нему стал разворачиваться Московский тракт. Так постепенно исчезали и менялись одни направле­ния жизнедеятельности человека, возникали и разрас­тались новые.

В 1889 году правительством России было принято решение о строительстве Великого Сибирского желез­нодорожного пути. В Иркутске железную дорогу нача­ли прокладывать в 1894 году, и Вознесенский мона­стырь уступил железнодорожному ведомству пятьдесят три десятины, т. е. чуть более шестидесяти гектаров земли, находившейся в зоне прокладки железнодорож­ного пути. В обмен на землю железнодорожное ведом­ство обязалось присвоить будущей станции имя первосвятителя Иркутского Иннокентия I (Кульчицкого), что и было выполнено. В 1898 году станция была названа Иннокентьевской. В настоящее время железнодорож­ная станция Иннокентьевская называется Иркутск- Сортировочный. В августе 1898 года был сдан в экс­плуатацию и успешно прошел испытание новый желез­нодорожный мост через Иркут.

Строительство и дальнейшее развитие железнодо­рожных станций в районе Иркутска вызвало большой приток рабочей силы и соответственно рост населе­ния. В первую очередь это коснулось поселка, распо­ложенного вокруг станции Иннокентьевская, а затем и других поселков. Большинство прибывающих людей не имели средств, чтобы построить себе дом, и рыли зем­лянки на противоположной стороне железной дороги, строительство это велось самовольно, без разрешения властей. Русско-японская война 1904-1905 годов добавила к самовольным застройщикам солдат, вер­нувшихся с войны. Окрестные жители называли само­вольные постройки «Порт-Артуром». В 1906 году вла­сти признали законность самовольно построенного поселка вдоль Восточно-Сибирской железной дороги и дали ему название Ново-Иннокентьевский. Надо отме­тить, что название «Порт-Артур», закрепившееся за самовольными застройками, было популярно и на дру­гих территориях города. Так, на карте Иркутска 1924 года этим словом обозначено место в Затоне на пра­вом берегу Иркута, также рядом со шпальной веткой.

В начале XX века неподалеку от поселка Ново-Иннокентьевского находились объекты гражданского и военного ведомств, так как с началом русско-японской войны город готовился принимать раненных в боях воинов. Летом 1905 года за Иркутным мостом на левом берегу Иркута состоялась закладка двадцати двух сводных госпиталей, рассчитанных на больных и ране­ных нижних чинов. Вначале эти госпитали были обору­дованы в палатках, которые назывались шатрами. Как свидетельствует летопись Н. С. Романова, «двадцать шестого сентября 1905 года в пять часов вечера про­несся ураган с грозой, и уничтожены почти все шатро­вые госпитали за Иркутом (из трехсот шатров не уце­лело и ста)». По свидетельству летописца, в 1906 году вместо шатров для госпиталей были построены бара­ки. В этом же году, как считают иркутские историки, начинается история возникновения Военного городка. Вокруг Военного городка также стало строиться жилье для рабочих, занятых на железной дороге, обслужива­нии складов. В летописи Н. Романова имеется запись, датированная декабрем 1907 года: «Дума по предло­жению генерал-губернатора постановила упорядочить застройку местности вблизи Военного городка, разбив ее на кварталы для сдачи под постройки. Наименование присвоено этому предместью - Вознесенское». Таким образом, именно так почти сто лет назад возник поселок им. С. Кирова. Поселок Кирова занимает пойменные места между поселком Жилкино и автострадой. В поселке Кирова сохрани­лась классическая планировка, выстроенная по типу военного лагеря, с взаимно перпендикулярными ули­цами. Как и прежде, улицы проходят от железной дороги в сторону поселка Жилкино. Ранее они называ­лись 1-я, 2-я, 3-я и т. д. Вознесенские улицы (сейчас 1-я, 2-я, 3-я и т. д. Кировские улицы). Параллельно железной дороге их пересекают улицы, сохранившие свои названия до сих пор, - 1-я, 2-я, 3-я т. д. линии. Как и другие пристанционные поселки, поселок Кирова застраивался частными домами, в которых заселялись крестьяне из ближних и дальних сел, а также переселенцы из центральных областей России и Украины. Пристанционные поселки, расположенные в низменных местах, часто заполнялись водой не только в период половодья, но и зимой, о чем неоднократно упоминается в летописях Н. С. Романова. Городские власти часть жителей переселяли в предместье Глазково, а вокруг Военного городка соорудили дре­нажные каналы шириной в восемь-десять метров. Каналы эти необходимы были для стока наземных и грунтовых вод. В настоящее время каналы забыты, засыпаны мусором, заросли камышом, они потеряли свою прежнюю значимость, и мало кто помнит об их первоначальном предназначении. В годы революции и Гражданской войны поселки, располагавшиеся возле станции Иннокентьевской и Военного городка, неодно­кратно становились ареной военных действий. Большевики, придя к власти в ноябре 1920 года, в ознаменование третьей годовщины Великой Октябрьской революции постановили прежние наиме­нования предместий, улиц, садов, скверов упразднить и заменить новыми. В соответствии с постановлением исполнительного комитета Иркутского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов, поселок Иннокентьевский стал называться поселком имени Ленина, Глазковое предместье - поселком имени Свердлова, а Вознесенское предместье - поселком им. Зиновьева - в честь советских партийных и государст­венных деятелей.

Свое современное название поселок им. Кирова получил в 1935 году. Как отмечено в «Иркутской лето­писи 1661-1940 годов», составленной Ю. П. Колмаковым, третьего июня 1935 года «Иркутский городской совет на своем заседании принял постанов­ление об изменении старых названий площадей, улиц и предместий на новые названия». Предместье имени Г. Зиновьева стало предместьем имени С. М. Кирова, а улицы Зиновьевские (прежние Вознесенские) стали называться Кировскими. До 1953 года поселки имени Кирова и Военный городок по территориально-адми­нистративному делению входили в состав Свердловского района, а с 1953 года - в состав Ленинского. Жители поселка Кирова, как и других близлежащих поселков, работали в основном на пред­приятиях, которые возникли вокруг станции Военный городок. Они трудились на деревообрабатывающем комбинате, асфальтобетонном заводе (АБЦ), базах «Заготзерно», «Резиносбыт», «Гортоп», на железной дороге, вели подсобное хозяйство.

Современная ситуация

В начале XX века Вознесенский монастырь постигла участь почти всех монастырей Сибири: он не смог в полном объеме сохранить свой архитектурный облик. После Октябрьской революции большинство культовых сооружений монастыря были ликвидированы. В 1919 году в стенах монастыря размещался иркутский свод­ный госпиталь. В 1928 году в монастыре еще соверша­лись службы, но к началу 1933 года все церковные здания, за исключением Успенской церкви, были сне­сены. Из монастырских стен в начале становления советской власти построили мясокомбинат и комбинат хлебобулочных изделий. До сих пор мясокомбинат располагается на монастырском кладбище. В его сте­нах можно увидеть кирпичи монастыря, а в котельной - чугунную винтовую лестницу, которая раньше вела на монастырскую звонницу. На начало XXI века из монастырских строений сохранились Успенская цер­ковь с трапезной, два каменных братских корпуса, школа с братской кухней (бывший дом настоятеля), каменно-деревянные службы, кухня, ризница, гостини­ца для странников. Сегодня монастырский поселок и деревня Жилкина превратились в крупный промыш­ленный район Иркутска, получив старинное название деревни - Жилкино. С 1998 года в Успенской церкви была возобновлена духовная служба.

Во второй половине XX века большая территория между поселками Кирова и Жилкино была отведена под садоводческие кооперативы. Сегодня эти поселки почти соединились, они тянутся вдоль улицы Полярной и заканчиваются у нового Ангарского моста. С левой стороны, между поселками Кирова и Жилкино распо­ложился поселок Релка, необычное название которого напоминает о когда-то существовавшей улице Релке, тянувшейся вдоль Ангары. Она была своего рода невы­соким береговым увалом, поросшим густыми заросля­ми боярышника, дикой яблони и низкорослых березок. Само слово «релка» означает «остров или мель, обра­зованные аллювием в русле реки и вытянутые вдоль него». Если удалиться вправо от Иркутного моста и пройти в глубь полуострова, можно наткнуться на одноколейную железную дорогу. Ее протяженность невелика. Эта железнодорожная ветка, начинаясь при­мерно в районе станции Иркутск-Сортировочный, мимо Вознесенского монастыря, вдоль берега Ангары, ухо­дит на полуостров. Вокруг удивительно живописный пейзаж, идиллия сельской местности с маленькими домиками и коровами на лугу. Кругом много травы и воды, небольшие озерца, речки и ручейки. Глинистые берега заросли деревьями и кустарником. По дороге встречается чудом сохранившийся мостик через речку, многочисленные проселочные дорожки и тропинки разбегаются в стороны, а где-то вдали живет большой город.

Сейчас в районе поселков Кирова и Жилкино про­живает более 11 тысяч человек. В настоящее время поселок им. С. Кирова - это рабочий микрорайон города. Здесь сосредоточены такие предприятия, как деревообрабатывающий комбинат, строительно-мон­тажный поезд № 743, материально-технические и тор­говые базы города (АО «Бакалея», филиал НПО «Облмашинформ»).

Культурных и образовательных учреждений на тер­ритории поселка имени Кирова почти нет. Здесь нахо­дится школа № 29, история которой началась в 1917 году. Она была открыта как начальная школа в одно­этажном здании по 8-й Вознесенской улице (сейчас 8- й Кировской). В 1967 году школа переехала в новое здание, а еще ранее, в 50-х годах, она стала средним общеобразовательным учреждением. В 50-е годы в поселке Кирова был открыт кинотеатр «Комсомолец», закрывшийся в трудные 90-е. Из культурно-досуговых учреждений на территории поселка им. Кирова сохра­нилась лишь библиотека № 7 центральной библиотеч­ной системы города Иркутска.

В 1978 году был введен в эксплуатацию второй мост через Ангару, соединивший на окраине Иркутска пра­вый берег в створе Пади Топка и левый берег в районе Жилкино. Мост окончательно разделил некогда единое поселение Вознесенского монастыря и деревни Жилкино. Жилкинский мост стрелой выходит на улицу Трактовую, уникальную тем, что она фактически пере­секает сама себя. В 1990-е годы улица Трактовая рас­сматривалась как крупная торговая магистраль с современными большими магазинами. В наше время она полна многочисленными торговыми базами и рын­ками, среди которых есть автомобильные комплексы, отдельные магазины автозапчастей и автозаправоч­ные станции.

Движение по Трактовой плотное и напряженное, что создает большие трудности для проезда со стороны Ново-Ленино к рынкам «Московский» и «Меридиан». Нормального разворота в окрестностях Трактовой нет. Едущий со стороны Ново-Ленино транспорт вынужден совершать сложные маневры с выездом на улицу Полярную. По всей вероятности, на данном участке дороги совершенно необходима дополнительная транспортная развязка на выезде с нижнего ангарско­го моста. В течение 2005-2007 годов на улице Трактовой велись большие ремонтные работы. Основной задачей на этом участке было обеспечение водоотвода. Ливневые воды нужно было по-прежнему увести с проезжей части. В результате ремонта построили односкатное дорожное покрытие с накло­ном в сторону ливневой канализации в виде водо­отводных лотков. Чтобы исправить ситуацию, подряд­ная организация два года строила водостоки практи­чески по всей длине улицы - это три с половиной километра. В итоге многолетняя проблема с затопле­нием улицы была решена, а грунтовые воды и обиль­ные дожди теперь не являются здесь стихийным бед­ствием.

В ходе исторического анализа застройки долины левого берега реки Иркут нами были сделаны опреде­ленные выводы. Во-первых, застройка района всегда зависела и возникала вдоль крупных и важных дорог. Если разделить районную планировочную структуру на условные исторические этажи, соответствующие XVIII, XIX, XX векам, то можно выявить, что основные измене­ния по застройке происходили в конце XIX - начале XX веков, то есть параллельно строительству железной дороги. Во-вторых, ландшафт района, прилегающего к рекам Иркут и Ангара, практически не изменился, что связано с частым подтоплением местности и отсутстви­ем капитальных построек. В перспективах района, по словам бывшего главного архитектора Иркутска Евгения Третьякова (СМ - Номер один. 2007. 29 марта), благоустройство береговой зоны, примыкаю­щей к острову Комсомольскому (острову Любви), орга­низация на полуострове Кировский (предместье Жилкино) пляжей для горожан, мест для купания. Мечта нынешнего главного архитектора Иркутска Андрея Красильникова (Иркутск-2020: дороги и транс­порт // Байкальский вестник. 2011. 13 янв.), проклад­ка в недалеком будущем трамвайной линии по улице Трактовой.

На основе проведенного исследования можно пред­положить различные концепции развития жизнедея­тельности района. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо развивать туристско-развлекательное направление с круглогодичным режимом использова­ния:

  • Туристический маршрут (пешие маршруты, по желез­ной дороге, по воде).
  • Коммуникации: дорога-одноколейка, автодорога, проселочные дороги, велодорожки, водный транспорт, лыжные трассы.
  • Интересные места для посещений (существующие, отреставрированные, новые): Вознесенский мона­стырь, поселок Кирова, Военный городок, Московский тракт, Московские ворота, переправа, связь с правым берегом, красивые видовые точки, достопримечатель­ности ландшафта, этнографический музей, музей при­роды.
  • Точки общественного питания и магазины (новые): кафе; сувенирные лавки; картинные галереи.
  • Развлечения, активный отдых (новые объекты).
  • Игровые предприятия: аквапарк (открытый вариант,
  • закрытый вариант), пейнтбол, «Зарница», «Сталкер», парк аттракционов, пляж, места для купания, спортив­ные площадки (открытый вариант, закрытый вариант), Диснейленд.
  • Точки общественного питания и магазины: кафе, рестораны, бары, сувенирные магазины, прокат обо­рудования.
  • Дендропарк, тихий отдых на природе.
  • Коммуникации: дорога-одноколейка, пешие маршру­ты, велодорожки, водный транспорт.
  • Интересные места и развлечения (вновь организо­ванные и построенные): гнездовья птиц, редкие расте­ния, посадки деревьев, кустарников, красивые виды, катание на лодках по искусственным каналам, зоопарк, океанариум, фермы (знакомство с сельским хозяй­ством и животноводством), выставки, этнографический музей, музей природы.

Выгода: 1) благоустройство территории в непосред­ственной близости от центра города; 2) создание зоны отдыха горожан; 3) создание рабочих мест для населе­ния прилегающих поселков и города в целом (Кирова, Жилкино, Военный городок и т. д.); 4) повышение общего уровня культуры населения.

Аналогов подобного использования городских и прилегающих территорий в мире достаточно. Самый близкий пример - это парки Китая, в частности курортного города Бэйдайхэ, на побережье Желтого моря: парк «Гнездо голубки», парк развлечений «Нандайхе», парк «Билота», Парк фонарей, парк «Ляфуншин», зоопарк, Парк флоры и фауны и другие. В парках организован прекрасный отдых для горожан и туристов, однако вход в них не бесплатный. За ком­форт, чистоту, красоту и охрану необходимо заплатить от 20 до 160 юаней, детям скидки.

Очень продуктивно использует свои природные богатства Эстония. Национальный парк Соомаа в Эстонии был образован в 1993 году для защиты нетро­нутых болот, богатых на растительные виды заливных лугов, лесолугов и разноликих лесов. Разнообразная природа Соомаа, своеобразная культура висячих мостов и челноков-долбленок, а также пять времен года сделали это место крайне популярным. Для тури­стов - учебные тропы, места для проведения пикников, смотровые башни, хижины для путешественников и др. Самыми популярными из них являются дюны Руунарайпе, Бобровая тропа, тропа Рийза раба, покос Мульги, комплекс Окса, Латышская смотровая башня, учебная тропа и лагерная площадка Мейекозе, тропа и смотровая башня Ингатси, висячие мосты, медвежий пост.

Литература

  1. Адресная книга Иркутска. 1924 год.
  2. Атлас города и его окрестностей. Иркутск 340 лет. - Иркутск, 2001.
  3. Бухарова Г. А. Северо­западные пригороды Иркутска в конце XVII - начале XX вв.: Ленинский район. - Иркутск : Ред.- издат. отдел Упр. издат., полиграфии и книжн. тор­говли Иркут. облисполко­ма, 1990. - 50 с.
  4. Гаращенко А. Н. Несостоявшийся триумф // Земля Иркутская. - 1999. - № 11.
  5. Иркутск-2020: дороги и транспорт // Байкальский вестник. - 2011. - 13 янв.
  6. Калинина И. В. Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, епископа Иркутского // Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии. XVII начало XX века. - М., 2000 - С. 83-97.
  7. Колмаков Ю. П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. - Иркутск: Оттиск, 2003. - 848 с. : ил.
  8. Колмаков Ю. П. От станции Иннокентьевская до Ленинского района города Иркутска (1899-1935) // Земля Иркутская. - 2006. - №1. С. 44-52.
  9. Кудрявцев Ф. А., Вендрих Г. А. Иркутск: очерки по истории горо­да. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1971.
  10. Лебединский Б. И. Московские ворота. - Иркутск, 1929.
  11. Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь // Земля Иркутская. - 1994. - № 1. С. 22.
  12. Нефедьева А., Тихонов Московский тракт. - Иркутск : Изд. ГУК АЭМ «Тальцы», 2010.
  13. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. - 560 с. : ил.
  14. Сирин А. Вознесенский монастырь // Сирин А. Необоримая стена. - Иркутск, 2000. - 39-81. СМ - Номер один номер. - 2007. - 29 марта.
  15. Струк Н. Организация помощи больным и ране­ным в Иркутске в период Русско-японской войны в 1904-1905 гг. // Земля Иркутская. - 2004. - № 2. С. 38-44.
  16. Схема историко-куль­турного зонирования тер­ритории исторического населенного места - города Иркутска : научно- исследовательская доку­ментация. Т. 2. Кн. 2. Архитектурно градострои­тельное зонирование. - Иркутск, 1999.
  17. Хобта А. Мост через Иркут // Земля Иркутская. 2006. - № 1(29).
  18. Шинкарева А. Средняя школа № 29 // Шинкарева А. Дорога в будущее: путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVII к веку XXI. - Иркутск, 2002. С. 143- 44.
  19. automarket.su art/view/avtorynki-i-mag- aziny-ul-traktovaja
  20. automarket.su art/view/avtorynki-i-mag- aziny-ul-traktovaja
  21. rezeknenka.livejour- nal.com
  22. www.tripadvisor.ru/Attract ion_Re...nia.html
  23. jesenija.livejournal.com/ tag/

 

Светлана Макотина
Анастасия Пилипенко

Журнал "Проект Байкал" 29-30, 2011 год