Город Тулун Иркутской области
Тулун основан во второй половине восемнадцатого века и расположен в южной части среднесибирской возвышенности на обоих берегах реки Ия, притока реки Ока.

Видеокомфорт. Сервис облачного видеонаблюдения. Минимальные затраты на инфраструктуру.
Вход

Общие сведения


Мы пишем

История города Тулун

Мощная водонапорная башня была построена у железнодорожной станции из местного кирпича в начале XX в.
В 1906 г. в Тулуне основан пивоваренный завод. Он выпускал пиво «Баварское» и «Пльзенское» общим объемом 20 тыс. ведер в год

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Точных сведений о дате основания Тулуна* нет. Из­вестно лишь, что небольшое поселение из десятка дворов у реки Ии существовало уже в начале XVIII в.

Развитию поселения способствовали Московский тракт и гужевые дороги от Тулуна до Братска (Братский тракт) и в сторону Восточ­ного Саяна до села Икей (Икейский тракт). К моменту строительства Транссибирской железной дороги село Тулуновское (так назывался тогда Тулун) выполняло функции притрактовой узловой станции и являлось центром одноименной волости, входившей в состав Нижнеудинского уезда Иркутской губернии. В то время в селе процветал из­возный промысел, которым занималось около 200 семей. Развивалось сельское хозяйство. Имелись постоялые дворы. Действовала паромная переправа через реку Ию.

Железная дорога, проложенная вблизи села в 1987 г., оживила его экономическую жизнь. Вблизи станции открыли ремонтные мастерские для обслуживания вагонов и паровозов. Кроме того, в селе построили лесопилку, кирпичный, винокуренный и пивоваренный заводы, крупную паровую мукомольную мельницу, мыловарню. Был основан казенный винный склад, обеспечивавший Ленский золотопромышленный район соответствующей продукцией. Восточнее Тулуна, на станции Нюра (находящейся сейчас в черте города), начали добычу угля для потреб­ностей железной дороги (в объеме порядка 50 тыс. т в год).

Импульс к развитию получило и сельское хозяйство. В период столы­пинской аграрной реформы в окрест­ностях Тулуна (в 5-40 км) оседала основная часть прибывавших в Ир­кутскую губернию переселенцев. На железнодорожной станции действовал пункт Переселенческого управления, где для приезжавших крестьян были организованы питание, врачебная по­мощь, продажа по льготным ценам сельскохозяйственного инвентаря. Была открыта Тулунская селекционная стан­ция. Действовали небольшие мельницы и крупорушки. Работало много кузниц, сапожных и швейных мастерских, пе­карен и кондитерских, производилась домашняя утварь.

В те годы волостное село Тулуновское превратилось в крупный узловой торгово-экономический центр и в эконо­мическом отношении значительно опе­режало уездный город Нижнеудинск. Здесь велась оживленная торговля, на­считывалось более 70 торговых заведе­ний с годовым оборотом около 5 млн р., действовали представительства крупных торговых компаний. Многие товары из Европейской России отправлялись через Ту лун, минуя Иркутск, на продажу в Якутию и Лено-Витимский золотопро­мышленный район. Этим же путем, через Ту лун, на золотые прииски ехали и многочисленные партии рабочих.

Данный путь доставки грузов с за­падного направления на север губернии был более коротким, чем через Иркутск, и оказался настолько эффективным, что перспективным планом железнодорож­ного строительства Российской империи Тулун стал рассматриваться в качестве начального пункта и узловой станции новой железнодорожной магистрали от Тулуна до Братска и далее через Непу и Витим (с ответвлением на Усть-Кут и Киренск) вплоть до Якутска. Дорога должна была пройти через Николаевский же­лезоделательный завод, который в те годы производил до 500 тыс. пудов различных металлических изделий. Строительство новой железной дороги планировали на­чать в 1920-х гг., но революция и последующие события помешали реализации этого крупного про­екта. После возведения железно­дорожной линии Тайшет —Лена актуальность данного пути суще­ственно уменьшилась.

В дореволюционном бурно развивавшемся Тулуне дружно проживали представители различных национальностей — русские, украинцы, буряты, евреи, китайцы, цы­гане, поляки, выходцы с Кавказа и из Средней Азии. В городе было много купцов, разночинцев, ремесленников и крестьян, в основном богатых. Уровень образования здесь был выше, чем в соседних по­селениях.

Ту лун в те годы относился к зажиточным селам. Деревянные дома здесь были добротными, большей частью пятистенными. Усадь­бы окружались высокими заборами с нарядными тисовыми воротами. Фасады домов и окна украшались резными карнизами, филенчатыми ставнями. Крыши делались из кровельного железа. Строились также двухэтажные и каменные здания. Некоторые постройки того периода сохранились до сегодняшнего дня.

Культурный уровень населения Тулуна также был выше, чем в других селах. Здесь действовали двухклассное мужское и одноклассное женское училища, церковно-приходское училище, частное одноклассное училище купца Метелева, учебное заведение по подготовке специали­стов по лесному делу и др. В период с 1913 г. и вплоть до закрытия большевиками в 1926 г. активно работал местный отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта.

Стремительное развитие Тулуна и превращение его в крупный торгово-промышленный центр Приангарья заставили губернские вла­сти обратиться к правительству с ходатайством о преобразовании села в город. Однако революция и Гражданская война задержали процесс принятия решения.

Только в 1922 г. были получены документы о присвоении Тулуну статуса города. Но уже в 1924 г. новая власть лишила его городского статуса и вновь стала считать селом. Дело в том, что большевиков всегда раздражал богатый и вольный Тулун, он не являлся для них опорой, тем более что нэп активизировал здесь «буржуазные» элементы. Со­хранение за Тулуном статуса города могло существенно изменить очень хрупкий в те годы баланс политических сил в регионе.

Только в 1927 г., когда большевики окончательно закрепились у власти, поселению возвратили его городской статус. К тому времени Тулун уже стал центром нового административного округа, сформиро­ванного в 1926 г. путем перекройки бывших уездов и образования на их основе районов — Нижнеудинского, Братского, Нижнеилимского, Тулунского, Куйтунского, Кимильтейского и Зиминского.

Начавшаяся в 1930-х гг. коллективизация проводилась в городе и районе с особой жесткостью. Ту луну припомнили его зажиточное про­шлое. Новая власть с усердием разрушала здесь сибирские традиции вольной жизни, дух предпринимательства, умение самостоятельно ра­ботать на своей земле. Культивировались покорность, доносительство, иждивенчество.

Мощное промышленное развитие Тулуна возобновилось только в 1950-х гг. и продолжалось вплоть до начала 1990-х гг. За этот период в городе были построены гидролизный, стекольный, авторемонтный и электромеханический заводы. Расширены и модернизированы масло­дельный и водочный заводы, мясокомбинат, кондитерская и швейная фабрики, типография. Именно в этот период Тулунская селекционная станция дала сибирскому земледелию десятки районированных сортов различных сельскохозяйственных культур, среди которых знаменитая пшеница «Скала» и «Тулунская-12».

В окрестностях Тулуна наращивалась угледобыча — формиро­вался второй крупный углепромышленный район Приангарья (до этого угледобывающая промышленность была сосредоточена только в Черемхово). Начали работать Азейский и Тулунский разрезы, позднее был введен в строй крупнейший в регионе Мугунский разрез. Миллионы тонн тулунского угля ежегодно отправлялись на энергопромышленные и коммунальные предприятия Иркутской области и за ее пределы.

В этот же период в городе были построены новые благоустро­енные жилые микрорайоны с объектами социальной инфраструктуры. Они существенно дополнили облик старого Тулуна.

К сожалению, поступательное развитие вновь было прервано. В кризисные 1990-е годы основные городские предприятия были при­ватизированы, обанкрочены и ликвидированы. Экономический по­тенциал Тулуна резко сократился. Стали ветшать инфраструктурные объекты системы городского жизнеобеспечения. Начала сокращаться численность населения города.

В настоящее время Тулун уже не располагает таким мощным про­мышленным потенциалом, который был у него в советское время. По объему промышленного производства он откатился на предпоследнее место среди городов области, опережая только Алзамай. Наиважнейшей для города является задача возрождения его промышленного потен­циала, былого могущества и достатка.

 

* Есть две версии происхождения названия «Тулун». По одной из них, «тулун» в переводе с бурятского означает «кожаный» или «каменный мешок» (поселение располагается в изгибе реки, напоминающем мешок). По другой версии, название имеет якутские корни — «толон», что значит «долина».

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved