Город Тулун Иркутской области
Тулун основан во второй половине восемнадцатого века и расположен в южной части среднесибирской возвышенности на обоих берегах реки Ия, притока реки Ока.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Общие сведения


Мы пишем

История города Тулун

Мощная водонапорная башня была построена у железнодорожной станции из местного кирпича в начале XX в.
В 1906 г. в Тулуне основан пивоваренный завод. Он выпускал пиво «Баварское» и «Пльзенское» общим объемом 20 тыс. ведер в год

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Точных сведений о дате основания Тулуна* нет. Из­вестно лишь, что небольшое поселение из десятка дворов у реки Ии существовало уже в начале XVIII в.

Развитию поселения способствовали Московский тракт и гужевые дороги от Тулуна до Братска (Братский тракт) и в сторону Восточ­ного Саяна до села Икей (Икейский тракт). К моменту строительства Транссибирской железной дороги село Тулуновское (так назывался тогда Тулун) выполняло функции притрактовой узловой станции и являлось центром одноименной волости, входившей в состав Нижнеудинского уезда Иркутской губернии. В то время в селе процветал из­возный промысел, которым занималось около 200 семей. Развивалось сельское хозяйство. Имелись постоялые дворы. Действовала паромная переправа через реку Ию.

Железная дорога, проложенная вблизи села в 1987 г., оживила его экономическую жизнь. Вблизи станции открыли ремонтные мастерские для обслуживания вагонов и паровозов. Кроме того, в селе построили лесопилку, кирпичный, винокуренный и пивоваренный заводы, крупную паровую мукомольную мельницу, мыловарню. Был основан казенный винный склад, обеспечивавший Ленский золотопромышленный район соответствующей продукцией. Восточнее Тулуна, на станции Нюра (находящейся сейчас в черте города), начали добычу угля для потреб­ностей железной дороги (в объеме порядка 50 тыс. т в год).

Импульс к развитию получило и сельское хозяйство. В период столы­пинской аграрной реформы в окрест­ностях Тулуна (в 5-40 км) оседала основная часть прибывавших в Ир­кутскую губернию переселенцев. На железнодорожной станции действовал пункт Переселенческого управления, где для приезжавших крестьян были организованы питание, врачебная по­мощь, продажа по льготным ценам сельскохозяйственного инвентаря. Была открыта Тулунская селекционная стан­ция. Действовали небольшие мельницы и крупорушки. Работало много кузниц, сапожных и швейных мастерских, пе­карен и кондитерских, производилась домашняя утварь.

В те годы волостное село Тулуновское превратилось в крупный узловой торгово-экономический центр и в эконо­мическом отношении значительно опе­режало уездный город Нижнеудинск. Здесь велась оживленная торговля, на­считывалось более 70 торговых заведе­ний с годовым оборотом около 5 млн р., действовали представительства крупных торговых компаний. Многие товары из Европейской России отправлялись через Ту лун, минуя Иркутск, на продажу в Якутию и Лено-Витимский золотопро­мышленный район. Этим же путем, через Ту лун, на золотые прииски ехали и многочисленные партии рабочих.

Данный путь доставки грузов с за­падного направления на север губернии был более коротким, чем через Иркутск, и оказался настолько эффективным, что перспективным планом железнодорож­ного строительства Российской империи Тулун стал рассматриваться в качестве начального пункта и узловой станции новой железнодорожной магистрали от Тулуна до Братска и далее через Непу и Витим (с ответвлением на Усть-Кут и Киренск) вплоть до Якутска. Дорога должна была пройти через Николаевский же­лезоделательный завод, который в те годы производил до 500 тыс. пудов различных металлических изделий. Строительство новой железной дороги планировали на­чать в 1920-х гг., но революция и последующие события помешали реализации этого крупного про­екта. После возведения железно­дорожной линии Тайшет —Лена актуальность данного пути суще­ственно уменьшилась.

В дореволюционном бурно развивавшемся Тулуне дружно проживали представители различных национальностей — русские, украинцы, буряты, евреи, китайцы, цы­гане, поляки, выходцы с Кавказа и из Средней Азии. В городе было много купцов, разночинцев, ремесленников и крестьян, в основном богатых. Уровень образования здесь был выше, чем в соседних по­селениях.

Ту лун в те годы относился к зажиточным селам. Деревянные дома здесь были добротными, большей частью пятистенными. Усадь­бы окружались высокими заборами с нарядными тисовыми воротами. Фасады домов и окна украшались резными карнизами, филенчатыми ставнями. Крыши делались из кровельного железа. Строились также двухэтажные и каменные здания. Некоторые постройки того периода сохранились до сегодняшнего дня.

Культурный уровень населения Тулуна также был выше, чем в других селах. Здесь действовали двухклассное мужское и одноклассное женское училища, церковно-приходское училище, частное одноклассное училище купца Метелева, учебное заведение по подготовке специали­стов по лесному делу и др. В период с 1913 г. и вплоть до закрытия большевиками в 1926 г. активно работал местный отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта.

Стремительное развитие Тулуна и превращение его в крупный торгово-промышленный центр Приангарья заставили губернские вла­сти обратиться к правительству с ходатайством о преобразовании села в город. Однако революция и Гражданская война задержали процесс принятия решения.

Только в 1922 г. были получены документы о присвоении Тулуну статуса города. Но уже в 1924 г. новая власть лишила его городского статуса и вновь стала считать селом. Дело в том, что большевиков всегда раздражал богатый и вольный Тулун, он не являлся для них опорой, тем более что нэп активизировал здесь «буржуазные» элементы. Со­хранение за Тулуном статуса города могло существенно изменить очень хрупкий в те годы баланс политических сил в регионе.

Только в 1927 г., когда большевики окончательно закрепились у власти, поселению возвратили его городской статус. К тому времени Тулун уже стал центром нового административного округа, сформиро­ванного в 1926 г. путем перекройки бывших уездов и образования на их основе районов — Нижнеудинского, Братского, Нижнеилимского, Тулунского, Куйтунского, Кимильтейского и Зиминского.

Начавшаяся в 1930-х гг. коллективизация проводилась в городе и районе с особой жесткостью. Ту луну припомнили его зажиточное про­шлое. Новая власть с усердием разрушала здесь сибирские традиции вольной жизни, дух предпринимательства, умение самостоятельно ра­ботать на своей земле. Культивировались покорность, доносительство, иждивенчество.

Мощное промышленное развитие Тулуна возобновилось только в 1950-х гг. и продолжалось вплоть до начала 1990-х гг. За этот период в городе были построены гидролизный, стекольный, авторемонтный и электромеханический заводы. Расширены и модернизированы масло­дельный и водочный заводы, мясокомбинат, кондитерская и швейная фабрики, типография. Именно в этот период Тулунская селекционная станция дала сибирскому земледелию десятки районированных сортов различных сельскохозяйственных культур, среди которых знаменитая пшеница «Скала» и «Тулунская-12».

В окрестностях Тулуна наращивалась угледобыча — формиро­вался второй крупный углепромышленный район Приангарья (до этого угледобывающая промышленность была сосредоточена только в Черемхово). Начали работать Азейский и Тулунский разрезы, позднее был введен в строй крупнейший в регионе Мугунский разрез. Миллионы тонн тулунского угля ежегодно отправлялись на энергопромышленные и коммунальные предприятия Иркутской области и за ее пределы.

В этот же период в городе были построены новые благоустро­енные жилые микрорайоны с объектами социальной инфраструктуры. Они существенно дополнили облик старого Тулуна.

К сожалению, поступательное развитие вновь было прервано. В кризисные 1990-е годы основные городские предприятия были при­ватизированы, обанкрочены и ликвидированы. Экономический по­тенциал Тулуна резко сократился. Стали ветшать инфраструктурные объекты системы городского жизнеобеспечения. Начала сокращаться численность населения города.

В настоящее время Тулун уже не располагает таким мощным про­мышленным потенциалом, который был у него в советское время. По объему промышленного производства он откатился на предпоследнее место среди городов области, опережая только Алзамай. Наиважнейшей для города является задача возрождения его промышленного потен­циала, былого могущества и достатка.

 

* Есть две версии происхождения названия «Тулун». По одной из них, «тулун» в переводе с бурятского означает «кожаный» или «каменный мешок» (поселение располагается в изгибе реки, напоминающем мешок). По другой версии, название имеет якутские корни — «толон», что значит «долина».

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved