Город Усть-Илимск Иркутской области
Город Усть-Илимск ведет свое летоисчисление с 27 декабря 1973 года, со дня преобразования, Указом Верховного Совета РСФСР, рабочего поселка Усть-Илимск в город областного подчинения.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Общие сведения

История Усть-Илимска

На снимке 1963 г. запечатлены самые первые подготовительные работы в створе будущей Усть-Илимской ГЭС
Доставка к плотине ГЭС очередного рабочего колеса турбины. Снимок 1972 г.
Строительство первых многоэтажных благоустроенных домов будущего города началось во второй половине 1960-х гг.
Представители интернационального строительного отряда встречают гостей нового города. Снимок 1970-х гг.

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Основан Усть-Илимск в 1965 г. как рабочий поселок гидростроителей при возведении Усть-Илимской ГЭС. Поселок и бу­дущая ГЭС названы по их месторасположению вблизи устья Илима, правого притока Ангары (створ будущей гидростанции расположили у Толстого мыса, примерно в 20 км ниже устья Илима).

Усть-Илимск стал известен всей стране как место трех Всесо­юзных ударных комсомольских строек. Здесь в глухой тайге было начато возведение одной из крупнейших ГЭС, большого современного города, мощного лесопромышленного комплекса. Одновременно к ме­сту будущего строительства прокладывалась железнодорожная ветка Хребтовая — Усть-Илимск.

Создание Усть-Илимского энергопромышленного узла являлось очередным этапом общей стратегии эшелонированного освоения Сред­него Приангарья, разработанной в конце 1940-х гг. и скорректированной в 1950-х гг. Эта стратегия предусматривала формирова­ние крупного Братско-Усть-Илимского ТПК, объединенно­го общей транспортной и энер­гетической инфраструктурой, мощной строительной базой, технологически и экономиче­ски взаимосвязанными произ­водствами.

Такой подход позволял поэтапно наращивать эконо­мический потенциал Приан­гарья, сохранять и повышать профессиональное мастерство коллектива строителей, ис­пользовать уже накопленный опыт для более эффективного возведения и эксплуатации новых энергопромышленных объектов.

Именно это и происходи­ло в Усть-Илимске, где была максимально использована производственная база «Братскгэсстроя» и работал высоко­профессиональный коллектив строителей, уже получивший большой опыт и способный решать новые масштабные задачи. Это облегчило и ускорило новое строительство, сократило затраты труда и материальных ресурсов на формирование новых баз, дало государству миллионы рублей экономии.

Одновременно с Усть-Илимской ГЭС возводился новый совре­менный город и крупный лесопромышленный комплекс (одно из самых мощных лесохимических предприятий мира). При их строительстве использовалось в широких масштабах международное сотрудничество.

Были заключены двухсторон­ние  межправительственные соглашения со странами — чле­нами СЭВ о поставках необхо­димых материалов и товаров на общую сумму 332 млн ин­валютных рублей.   В строи­тельстве участвовали рабочие и специалисты этих стран. По контрактам с заинтересован­ными фирмами Финляндии, Швеции,  Франции и Японии поставлялось  оборудование для целлюлозного завода и лесоперерабатывающих пред­приятий.

Строительство велось невиданными доселе темпа­ми. Объемы строительно-монтажных работ были ко­лоссальными. Ежедневно на сооружаемые объекты вы­ходило 22,5 тыс. строителей и монтажников. После пуска ГЭС они плавно перешли на строительство ЛПК и города.

Уже через восемь лет после образования поселка гидростроителей было решено преобразовать его в город*.

К сожалению, из-за раз­вала СССР и последовавшего за этим кризиса 1990-х гг. не все задуманное удалось осуществить. В частности, так и не успели реализовать идею создания второй очереди ЛПК по производству картона и сангигиенической бумаги. Не удалось запустить почти построенный в составе ЛПК круп­ный гидролизно-дрожжевой завод, который мог стать предприятием-утилизатором древесных отходов, существенно повышающим эффек­тивность всего лесопромышленного производства и бюджетоотдачу лесных ресурсов (дорогостоящее оборудование, поставленное почти в полном объеме и частично смонтированное, так и осталось стоять на промплощадке памятником безответственности).

По проекту Усть-Илимск задумывался как город у моря. Но идею создания прекрасной набережной на левом берегу тоже не успели осуществить. Город на левом берегу был не достроен (здесь осталось незавершенных объектов на 60 млн «доперестроечных» рублей).

 

* Рабочий поселок Усть-Илимск был преобразован в город областного подчинения в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1973 г.

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved